Алтынай Кубатбекова: Если ребенок не говорит, это не значит, что он не может общаться с нами

Алтынай Кубатбекова: Если ребенок не говорит, это не значит, что он не может общаться с нами

Сегодня мы поговорим о том, нужно ли детям с особенным развитием общение?

Да, как и другим людям, детям с особенным развитием общение важно. Однако, у детей с особенным развитием (особенно с ментальным нарушением) часто бывают проблемы с развитием речи и языка. Дети не всегда и не все способны говорить, но это не означает, что они не способны коммуницировать. Дети могут коммуницировать разными способами, AAC – alternative and augmentative communication – означает альтернативная и аугментативная система общения. 

При альтернативной системе коммуникации мы пытаемся заменить полностью говорящую речь ребенка, то есть учить языку жестов, азбуке Лорма, а также в нынешнее время можно использовать разные программы на телефонах, планшетах, которые помогут выразить потребности ребенка, которые он не может высказать вслух. 

Аугментативная система коммуникации означает, что мы дополняем речь ребенка, чтобы он мог полностью выразить свое мнение, желание, потребность. К таким относятся более часто пиктограмы, которые состоят из рисунков, которые несут в себе какой-то смысл/слово. Также легким способом наладить общение может стать использование обычных фотографий предметов, который ребенок использует в своей каждодневной жизни. Например, распечатать избражения еды, которую бы ребенок мог кушать и с помощью этих фотографий, он бы смог показать нам что ему хочется сейчас на обед.

Важно поддерживать общение с ребенком любым способом. Дети со временем больше тянутся выражать свои эмоции, желания и потребности. При этом важно придерживаться ментального уровня ребенка, то есть говорить на темы, которые он способен понять или продолжить об этом разговор. Не стоит забывать, что у детей с ментальным нарушением бывают одни и те же любимые темы для обсуждения, поэтому нужно поддерживать и стараться расширять такие темы.

Если ребенок не говорит, это не значит, что он не может общаться с нами.