Посягает ли закон о фейках на свободу слова: Два мнения

Посягает ли закон о фейках на свободу слова: Два мнения

Согласно законопроекту, который предлагается в Кыргызстане, те, кто создают и распространяют в социальных сетях сообщения, порочащие достоинство и честь человека, будут оштрафованы. Размер штрафа установлен в размере 100 000 сомов для физических лиц и 200 000 сомов – для юридических. Как работает этот закон? Не идет ли подавление свободы слова? Разве он не защищает интересы только одной части общества? На эти и другие вопросы ответили заместитель министра юстиции Орозбек Сыдыков и журналистка Асель Сооронбаева.

Орозбек Сыдыков: Первое, что я хотел бы отметить, это не законопроект о борьбе с фейковыми новостями, а скорее с клеветническими заявлениями. Это положение включено в Кодекс о правонарушениях. Согласно ему, к ответственности будут привлечены те, кто оскорбляет, клевещет и тем самым посягает на достоинство и честь человека в интернете, а также те, кто распространяет такую информацию. С развитием человечества, подобно тому, как появляются и исчезают одни профессии, так и в человеческих отношениях возникают ситуации, требующие регулирования. Сегодня 95% людей в Кыргызстане пользуются интернетом, и социальные сети также стали местом для общения и выражения негативных эмоций. Это облегчает доступ к информации, но также затрудняет воспитание следующих поколений в обществе, сохранение национальных традиций и искоренение предрассудков. Негативные явления будут распространяться быстро, и если мы не предотвратим их сейчас, они будут усугубляться с каждым годом. Уважайте человеческое достоинство. Об этом написано в статье 29 Конституции.

Более того, информация быстро распространяется через Интернет, и если вас оклеветают, ее прочитают люди, которые вас знают и не знают. Оскорбления же и клевета в узком кругу известны только причастным. Поэтому целесообразно наложение штрафа в размере 100 000 сомов и 200 000 сомов.

Органом, ответственным за уголовное преследование, является Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики. По сути, Кодекс о правонарушениях наделяет полномочиями по наложению штрафов более чем 15 государственных органов. Это: Архивная служба, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности и др.

Асель Сооронбаева: Средняя зарплата в Кыргызстане в настоящее время составляет около 30-35 тысяч сомов. 100 тысяч сомов – это почти в три раза больше средней зарплаты. Если гражданин по незнанию распространит недостоверную информацию, он будет признан виновным. Подозреваемый в похищении человека заплатит штраф в том же размере – 100 000 сомов, что и за недостоверную информацию.

Что делать, если конструктивную критику гражданина превратят в дезинформацию? Министерство культуры не должно из органа, который продвигает культуру и духовные ценности, превращаться в карательный орган. В зарубежных странах признать виновным в лжесвидетельстве може только суд.

Орозбек Сыдыков: Что вы имеете в виду под свободой слова?

Асель Сооронбаева: Свобода выражения мнений, свобода мысли...

Орозбек Сыдыков: Позвольте мне дать определение по международным стандартам: свобода слова – это свободный доступ к информации. Существует разница между свободой слова и фейками. При этом уголовной ответственности закон не устанавливает. В Германии, Швеции и Соединенных Штатах те, кто делают ложные заявления или оскорбляют людей, приговариваются к тюремному заключению на срок до 3 лет или платят штраф в 45 раз больше, чем у нас.