Түгѳлбай Казаков: История легендарных песен

Түгѳлбай Казаков: История легендарных песен

Великий человек нашего времени Түгѳлбай Казаков – известный композитор, внесший огромный вклад в кыргызскую культуру и много работавший для сохранения кыргызских ценностей и традиций. Сегодня Караван Инфо публикует воспоминания мэтра об истории его знаменитых песен, столь любимых в народе. 

«Алтын балалык» 

Мелодия: Туголбая Казакова
Слова: Жапаркул Алыбаев

Алтын балалык, 
Бизди ойноткон. 
Мага билбизбей, 
Сүйүүмдү ойготкон. 

(Золотое детство, 
Мы в тебе играли. 
Сами не замечая, 
Влюблятся стали).

– Эта мелодия – мой первый труд. Я только начал учиться на 2-м курсе. Мой учитель внезапно сказал: «Напиши небольшую композицию для баяна, выбери наиболее близкую тебя тему». Мне были близки детство, деревня, горы, юность, любовь...

Человек становится максималистом в молодости. Я собирался написать о том, как путешественник прекрасно провел время, потом столкнулся с сильным ветром и сильно пострадал, но после того, как ветер прекратился, он снова счастливо продолжил свой путь.

Я понятия не имел о музыкальной форме, поэтому написал нечто, состоящее из трех частей. Написал так, будто весь мир расстроится, если бы я этого не сделал. На следующий день, когда я это сыграл, мой учитель сказал: «Ты написал мелодию. Оставь куплет из первой части и припев из второй".

Так родилась песня «Алтын балалык». Она распространилась среди людей без трансляции по радио. А произошло это так. Я пришел к месту, где стоит нынешняя телебашня, со своим баяном и песней. Милиционер не пускал меня, пришлось долго ждать. 

В какой-то момент один из возвращавшизхся с обеда, сказал: «О, ты еще не ушел? Пойдем, послушаем". Я спел «Алтын балалык» перед пятью или шестью людьми в большой студии. И один из них спросил:

– Чья это песня? 
– Моя, — сказал я.

Он стал серьезным:

– Ты знаешь песни Атая и Мусы? – сказал он.
– Знаю, – ответил я. 
– Если сочиняешь мелодию, пусть она звучит, как у них. Если не сможешь, тогда не надоедай мне такими русскими мелодиями. Иди, не приходи больше!

Я взял свой баян и пошел по бульвару Дзержинского. Я не знал, что делать. Начал думать, что сверстники хвалили мою песню только для того, чтобы подбодрить меня, а так я не могу быть хорошим музыкантом. Я приехал в общежитие, сдал баян, забрал документы и отправился поступать в школу пилотов. 

Кто знает, если бы наш декан не узнал об этом перед выпускным экзаменом и не забрал мои документы обратно, возможно, я бы не стал музыкантом, а летал в небе.

Ккак-то когда не было настроения учиться и лежал в общежитии, зашел Беганас Сартов. Он создал молодежный кружок, и я в нем участвовал.

– Давай, вечером пойдем на телевидение, – говорит он. Я даже слушать об этом не хотел. После того, как я объяснил ему причину, он ответил: «Там очень много идиотов. Сегодня будет другой человек”, и мы пошли вместе. Я спел «Алтын балалык». Через месяц пришел Беганас байке с кучей конвертов: «Видишь, сколько людей просили повторить твою песню?» Эти конверты решили мою судьбу.

Позже наша соотечественница, певица Нина Дараева приняла участие с моей песней во Всесоюзном телевизионном конкурсе с ведущим Александром Масляковым «Здравствуйте, мы ищем таланты» и вышла на финал в Москву. Я не поверил тому, что увидел по телевизору. Потому что ни разу не видел произведения кыргызского авторав на Союзном ТВ. На следующий день в общежитии все говорили об этом. Друзья меня поздравили, отношение окружающих изменилось... Так моя первая песня принесла мне первый большой успех.
 
«Жамгыр» 

Мелодия и слова: Туголбая Казакова 

Моя мама говорила, что «у детей, которые ходят с непокрытой головой под дождем, волосы будут черными». Наверное, она не хотела, что я все время сидел дома. На джайлоо через день дождь, и я бегал под дождем, чтобы “сделать волосы черными”. Теперь думаю, тогда дождь впитался не только в землю, но и в мою душу, изменил мой характер. 

Каждый раз, когда шел дождь, меня это волновало. Моя душа жаждала чего-то неизведанного. В один из таких дней я узнал, что девушка моего однокурсника Кукуш выходит замуж за другого. Лучше бы не получали, он решил умереть, бросившись под поезд. «Будь счастлив», – сказал он и выбежал из комнаты. Как я мог оставаться, когда друг решил умереть, тоже пошел следом.

Он сидел на рельсах, когда я пришел. Оказалось его “смерть”, поедет только вечером. До вечера что будем делать? В магазине “Юбилейный” купили водку и, сидя на камнях, начали прощальную “вечеринку”. Была пасмурная погода, раздался гром, и начался дождь. Нам почему-то не хотелось вставать. Мы промокли.

И тогда я почувствовал что-то странное. Что-то поднялось у меня в груди, вернулось сильнее и я даже не заметил, как вылетело из моих уст. Я пел громко: «Күн күркүрѳ-ѳп жамгыр тѳктү-ү…» (Гремел гром, и шел дождь). К этой строчке полилась мелодия. Я остановился. Кукуш просил спеть снова и снова. Я хотел добавить следующие строки, но не смог их придумать. В конце концов мы обнялись и пошли в общежитие, громко напевая эти строки.

Тогда была ранняя весна. Наступила осень, а я переживал, так как не мог ни продолжить песню, ни забыть ее. Осенний дождь дал еще две строчки. «Жамгыр тѳктү эч басылбай, Биз келаттык кѳл-шал болуп» (Шел дождь непрерывно, Мы промокли под дождем). На этом снова остановился и дальше не сдвинулся. Это очень тяжело. Словно шип застрял в душе!

Пришла весна. Припев удалось закончить. Хочу петь, но песня неполная. А если не буду петь, нет покоя. Снова наступила осень, и еще не успели закончится осенние дни слова пришли вместе с мелодией. Песня была хорошо принята публикой.

«Насыйкат» 

Мелодия: Туголбая Казакова
Слова: Акбара Рыскулова
Для информации: Насыйкат
народная мелодия передающаяся из поколения в поколение. 

Бул насыйкат мага калган,
Бул насыйкат сага калган,
Калган керээз бабалардан, 
Ѳттү Насыйкат,
Тоолордон, талаалардан... 

(Этот насыйкат оставлен мне,
Этот насыйкат оставлен тебе,
Наследие предков,
Прошел Насыйкат,
С гор, полей...)

Последствия русификации сильно повлияли на мир музыки. Комуз был отодвинут в сторону. Им не удалось вбить в наш мозг мысль о том, что «опера – это вершина национальной культуры». Мало того, из Москвы поступило указание не произносить более 60 слов, таких как «Ата-Тоо», «Я кыргыз», «Кыргызская история», «Национальная одежда», «Ата Журт». Это было трудно для тех, кто был не согласен. Видя, что у комуза нет будущего, многие кыргызы начали от него дистанцироваться. Особенно молодежь не интересовалась музыкой комуза.

Как привлечь внимание к комузу? Вот откуда возникла идея превратить мелодию комуза в песню. “Какую мелодию комуза нам спеть?” – долго думал я. И понял, что не все мелодии комуза поются. Такие мелодии, как «Чоң кербез», «Чайкама», «Саринжи Бѳкѳй», на первый взгляд кажется, легко спеть. Но если одна часть пропета, то остальные не пропеты, и если пропето начало, то конец спотыкается. Только «Насыйкат» проложило путь к нашим корням и судьбе. Я был соблазнен. Тогда я работал на Иссык-Куле. Вернувшись в столицу, я послушал мелодию, записанную на пластинку, и запомнил ее. На следующий день я сел в автобус до Иссык-Куля, напевая песни, чтобы их не забыть. Даже не хотел ни с кем разговаривать.

Когда я попросил Акбара Рыскулова написать текст, он сказал, что не понимает мелодию. Я с трудом объяснил ему. Я бы хотел, чтобы у кыргызов была история. Нелегко написать слово на мелодию комуза, работа закончилась только через два с половиной месяца. Песня была готова. Я представил ее людям на телеконцерте «Кубулжу менин ырларым», проходившем во Дворце спорта.

Уже тогда дирижер сказал: «Нельзя спеть мелодию. Если будешь петь, то ты не выйдешь на сцену. Спой другую песню!" – крикнул он и даже публично объявил название другой песни. Так или иначе, «Насыйкат» спели в тот вечер. Я вернул народу то, что ему принадлежало.

«Эстелик»

Мелодия: Туголбая Казакова
Слова: Тологон Мамеева 

Биз турмушта аталардан кеч келип,
Тээ Батыштан согуш отун кечпедик.
А аталар төрөлө элек биз үчүн,
Кала берди танк алдында тепселип.    

(Мы пришли в жизнь позже, чем отцы, 
И не видели войны на Западе.
А отцы для нас нерожденных, 
Погибли как герои перед танком). 

– Я остался без отца в пять месяцев. До 11 лет я верил, что мой отец продолжает служить в армии. Когда услышал о себе сирота, сердце упало на землю. Когда мальчик подрастает, он много думает о своем отце. 

Я хотел увидеть хотя бы фотографии своего отца. Мне сказали, что у моей сестры, которая живет в Оше, есть его фотография. Мы с кинорежиссером Бакытом Карагуловым поехали из Таласа в Ош в поисках фото. Я нашел сестру, но не смог найти фотографию отца. Оказалось, когда моя сестра была студенткой, у нее загорелось общежитие и сгорел ее чемодан. На обратном пути из Оша мы купили на рынке газету «Ленин жолу». В газете опубликована песня Тологона Мамеева под названием «Аталардан кеч келип» (Мы пришли позже отцов). Мы с Бакытом это выучили. Если бы я не поехал в Ош, возможно, эта песня не вышла бы...

В 1975 году был объявлен конкурс к 30-летию победы, и я приехал из Чолпон-Аты для участия в конкурсе. Моя песня не получила никакого места. Однако из песен, исполненных на том конкурсе, сейчас поется только «Эстелик». Я говорю, что это настоящая награда.

Статья подготовлена по книге Туголбая Казакова «Эсимде».