Гульмира Орозова: Агрессивные люди не должны работать воспитателями, мучая себя и детей

Гульмира Орозова: Агрессивные люди не должны работать воспитателями, мучая себя и детей

Конец 2024 года сопровождался шокирующими видеороликами, изображающими жестокое обращение с детьми со стороны воспитателей детских садов в Кыргызстане. Это, конечно, бросало тень на тысячи воспитателей, которые посвятили свою жизнь детям и ответственно отнесятся к своей работе. Гульмира Орозова, которая уже 17 лет работает воспитателем в детском саду N55 в Ленинском районе Бишкека, рассказала «Караван-Инфо» о сложностях своей профессии. 

– Не сложно ли работать в детском саду, ведь большинство людей избегают этой работы, что привело вас в эту профессию? 

– Было бы правильно сказать, что сама жизнь и привела. По первому образованию я медицинский работник. Около 17 лет назад я решила отдать своих детей в детский сад, им сейчас уже 22 и 20 лет. Но мне было тяжело оставлять своих детей с незнакомыми людьми на весь день, наверное, я была чрезмерна заботлива. Поэтому я устроилась работать в детский сад, хотела остаться с ними, пока они не привыкнут к детскому саду. И мне нравилась эта работа. Я была убеждена, что эта работа моя, поэтому получила дополнительно педагогическое образование и продолжила работать. С тех пор еще двое моих детей выросли в детском саду, где я работаю. 

Да, вы правы, работа с детьми – это очень сложная и ответственная работа. С момента прихода в детский сад с утра и до вечера нужно следить за здоровьем, безопасностью и передвижением каждого ребенка.  

– Я слышала, как знакомая, которая работала воспитателем, говорила, что «после работы мне хочется только покоя», чувствуете ли вы то же самое?

– Конечно, бывают разные случаи. Иногда родители приходят в группу во время праздника. И они удивляются: «Здесь так шумно, как можно работать без головной боли?». Но мой ответ таков: я очень люблю свою работу и не замечаю шума детей, прихожу домой вечером, расслабляюсь, а утром иду на работу. Когда ухожу в отпуск или беру больничный, то сильно скучаю по детям. Учитывая, как я близка с детьми и как люблю их, то работа не воспринимается бременем. 

– Как вы думаете, какие качества нужны воспитателю, а какие нет?

– Все те качества, которые определяют нашу профессию - сострадание, понимание, способность принимать и любить каждого ребенка таким, какой он есть. Вы должны открыть свое сердце каждому ребенку. Вы не можете быть хорошим воспитателем, если думаете, у меня плохие отношения с родителями ребенка, родители ребенка меня расстроили, ребенок грязный, поэтому он мне не нравится. 

А нежелательные качества – это агрессия, когда вы можете толкнуть детей, не отвечать на его вопросы, быть грубой. Если в себе это чувствуете, лучше не работать воспитателем, не мучать ни себя, ни детей. Я думаю, и общество не позволяет таким людям работать с детьми. 

– Сложно ли найти внимание, утешение для всех детей в группе, у каждого воспитателя должен быть свой метод в этой области, какой у вас?

– Я работаю в государственном детском саду, в моей группе 55 детей, ежедневно приходит до 50 детей. Ведь если вы работаете воспитателем, то станете психологом, будете знать, как лечить ребенка, как утешить. Есть темы, которые обсуждаются каждый день с учетом специфики возраста ребенка, и, если я расскажу им об этом интересно, то дети продолжают дальше сами. Только у детей нет мелких грехов или дурных намерений. Я горжусь тем, что являюсь воспитателем. Скажу, что я работаю с чистыми душами. 

– Можно ли любить и сопереживать детям, как родному ребенку? 

– У каждого ребенка свое поведение, своя личность. Вы взаимодействуете с ними каждый день, и даже не замечаете, как переживаете за них. Я большой поклонник непослушных детей. Потому что именно на них сосредоточена большая часть вашего внимания: не трогай того, не прикасайся к этому, не бей никого. Непослушных детей я держу рядом с собой, чтобы они не били других детей. Так я к ним привыкаю. Когда они заканчивают детский сад или переходят в другой садик, то расстраиваюсь. 

– Какие различия вы видите в психологии маленьких детей в сегодняшнем поколении, например, по сравнению с маленькими детьми десятилетней давности? Они быстро развиваются и становятся более информативными?

– Сейчас все больше детей растут с телефонами. Дома родители часто отдают свои телефоны, чтобы ребенок не мешал их работе. В этом есть как хорошие, так и плохие стороны. В телефоне можно найти как хорошие, так и плохие вещи, которые негативно влияют на психологию ребенка. Используя только телефон, современные дети научились различать правильно и неправильно. Иногда мне кажется, что они готовы к большой жизни без наставлений и советов старших. 

– Какие зарплаты у таких ответственных специалистов? Достаточно ли этого, чтобы оправдать свои нагрузку? 

– Конечно, было бы неплохо иметь больше, когда мы берем на себя такую большую ответственности, но мы также благодарны за нашу нынешнюю заработную плату.