Заслуженный учитель КР Омурзак Мамаюсупов: Если учитель талантлив, он донесет знания и до 50 учеников в классе

Заслуженный учитель КР Омурзак Мамаюсупов: Если учитель талантлив, он донесет знания и до 50 учеников в классе

Редакция «Караван-Инфо» продолжает разговор об образовании с Омурзаком Мамаюсуповым, «Героем труда», заслуженным учителем, обладателем медалей «Слава», «Манас-1000».

– Наверное, легче научить одаренного ребенка, чем ребенка, у которого нет таланта и желания учиться. Можно ли считать большой работой успех учебных заведений, которые набирают только лучших учеников?

– Этот вопрос постоянно поднимается. «Вы подобрали ребят, у которых все хорошо», — говорят они. Почему они не могли воспитать олимпийских победителей, призеров из детей, которые хорошо учились? Как будто второе дыхание открылось для этих детей, когда они пошли в школу. К примеру, за 35 лет нашей школы 90 процентов из 1 428 выпускников поступили в высшие учебные заведения на бюджетной основе, 210 выпускников награждены почетными грамотами, 32 – золотыми медалями, 124 – красными грамотами, 54 – получили «Алтын тамга», двое – «Золотые сертификаты», еще двое награждены «Почетной грамотой» Президента.  

А если говорить об учителях, которые их учат, разве вам не нужны хорошие учителя, чтобы выпускать лучших учеников?

– Я с самого начала не завозил никаких учителей со стороны, говорил, что учителя в этом районе будут работать. Конечно, были и те, кто не верил, что сельские учителя могут воспитать невероятно одаренных детей. Мы принимали детей в школы по испытательному сроку, 10-15 процентов из них из малообеспеченных семей или дети-сироты.

Тогда я аксакалов. Мой отец был среди них. Я попросил их просмотреть весь материал с 1 по 7 класс.  Полгода без новой темы, мы просто заполняли пробелы, которые уже имелись. Это было очень весело для детей. Во-вторых, я попросил учителей сделать кое-что очен простое: записывать тему завтрашнего урока в углу доски во время урока. Дети увлечены, видят тему завтрашнего урока и готовятся к ней. И обидно, если учитель приходит не подготовленным. Таким образом, это вызвало большой энтузиазм и желание готовиться у учителя. Пять процентов учителей, которые не выдержали, ушли, а остальные 95 процентов стали профессорами образования в школе. Третьим моим заданием была книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», и я воспитывался в ней – учил детей помогать старикам в деревне, протягивать руку помощи. Я превратил эти три задания в базовую методологию за один год.

И я не требовал, чтобы ученики ученики, я просил их. Я буквально вставал на колени и объяснял: «Ваше место в Новосибирске, Москве, Оксфорде, Кембридже, для этого вы должны учиться сегодня». Сейчас результаты неплохие, у меня есть выпускники, которые учатся в Америке и Турции. «Как в деревне может быть англоговорящий ребенок», — смеялись они, когда я пытался сделать английский основным языком. Но сейчас у меня растет число учеников, которые свободно владеют английским языком.

– У нас очень много поклонников японской системы образования, они не обременяют ребенка домашними заданиями до 3-4 класса, но в это время учат взрослых содержанию жизни, например, отношению к природе. Как вы к этому относитесь?

– У нас есть книги, адаптированные для детей, которые хорошо читают. Иностранные учебники легко принимаются. Мысль о том, что мы можем нагрузить учебниками и тут же погрузить ребенка в море знаний, ошибочна. Главное в обучении – сделать его легче и потом идти дальше. Ребенок, который хочет читать и получать образование, востребован после того, как он начинает ощущать вкус оригинальных знаний. И вот тогда вы можете предложить ему несколько сложных книг. Во времена Советского Союза знаменитый академик Андрей Колмогоров ввел универсальную методику обучения школьников. С этой системой мы все еще там. Получается, что это неправильный подход, но мы еще не сдались. Одними из тех, кто отказался  от такой системы, были турки. В настоящее время они обучают детей только общим предметам до 5-го класса, а затем начинают обучать детей в соответствии с их способностями, интересами или будущей профессией.

– В школах Бишкека в одном классе учится около 50 учеников. Не мешает ли им слишком много детей получить полноценное образование?

- Во времена союза существовало правило, что в одном классе должно быть не более 25-26 детей. В Nookat Education мы сохранили это правило, пока у нас не более 26 детей в одном классе. Но я не думаю, что количество детей влияет на качество образования. Если учитель талантлив, он сможет донести свой голос и идеи до всех 50 детей одновременно. А таланты ребенка превыше всего, и ребенок, который стремится к знаниям, может сидеть среди 50 детей и впитывать то, что ему нужно.