
Как сформировать инклюзивную среду для особёнка
Учитывая интерес к теме инклюзии, обучения и воспитания особенного ребенка, редакция «Караван-Инфо» будет продолжать беседы с педагогом-дефектологом Алтынай Кубатбековой.
Сегодня мы поговорим о создании инклюзивной среды для особенного ребенка.
Что такое инклюзивная среда?
Инклюзивная среда – это среда, которая учитывает уникальные особенности, потребности, навыки и опыт, которые каждый из нас привносит в наше сообщество.
Формируя инклюзивную среду в рамках учебного процесса, педагог-дефектолог должен планировать деятельность так, чтобы поддерживать обучение и участие в школьной жизни каждого ученика. Это предполагает создание предсказуемых структур и процедур, адаптацию к индивидуальным потребностям, а также сложные системы, убеждения и практики, которые формируют участие каждого человека в школьной среде.
Что нужно учитывать, в первую очередь?
Подумайте, как вы используете пространство, время, материалы. Располагайте учеников так, чтобы поддерживать их успех. Уберите отвлекающие предметы, подберите подходящий материал к обучению, используйте учебные приспособления, которые помогут ученику принять участие в образовательном процессе.
Очень важно спланировать нейроразнообразие. Мы все воспринимаем мир по-разному. Помните о звуке, свете, температуре и других раздражителях в вашем окружении, которые могут вызвать негативную реакцию у особенка. Также при формировании инклюзивной среды важно взаимодействие с ребенком. Анализируйте визуальные и невербальные сигналы, чтобы понять, есть ли у вас обратная связь и насколько она эффективна.
Какие еще рекомендации вы можете дать?
Начните с того, чтобы разработать распорядок дня. И потом неукоснительно ему следуйте. Если вы ведете занятия для детей с инвалидностью, я рекомендую в начале встречи рассказывать, что их ждёт в течении занятия или всего дня, чтобы каждый ученик был в курсе того, что его ожидает.
Даже если занятие проходит дома и его проводит мама, лучше рассказать ребенку, что вы будете сейчас делать.
При этом нужно помнить о быстрой утомляемости таких деток, поэтому важно обеспечить перерывы и места для отдыха.
И, конечно, в течении занятия необходимо менять виды деятельности и темпы, чтобы поддерживать интерес учеников. Учитывайте различные предпочтения в обучении и потребности в обработке. Обратите внимание и отреагируйте, если ученики отстранены, скучают или не могут сосредоточиться. В случаях , когда ученик не может сосредоточиться, важно поменять направление работы или же саму деятельность.