
Кубан Чороев: Китай и Россия усиливают сотрудничество. Что это значит для экономики Кыргызстана?
Независимый экономический обозреватель Кубан Чороев прокомментировал влияние недавних российско-китайских договорённостей, подписанных в Кремле, на Кыргызстан. По его словам, усиление инфраструктурного и торгового партнёрства между Москвой и Пекином откроет новые транзитные и инвестиционные возможности для республики, но потребует структурных реформ.
– Последние российско-китайские договоренности в Кремле – как они скажутся на экономике нашей страны?
– Эти договоренности, безусловно, окажут влияние на регион Центральной Азии и, как следствие, на Кыргызстан. Вероятные последствия:
Укрепление транспортных коридоров: усиление сотрудничества между Россией и Китаем в области инфраструктурных проектов, таких как «Один пояс, один путь» и его сопряжение с ЕАЭС, может привести к увеличению грузопотока через Кыргызстан.
Рост товарооборота: расширение экономических связей между РФ и КНР может стимулировать товарооборот, в том числе транзитный через нашу страну, что может быть выгодно для наших логистических компаний и бюджета.
Изменение торговых потоков: возможное переориентация некоторых российских и китайских торговых маршрутов, что может создать новые возможности для наших предпринимателей или, наоборот, потребовать адаптации.
Потенциал для инвестиций: укрепление отношений между Россией и Китаем может привести к увеличению инвестиций в региональные проекты, в том числе в Кыргызстане, особенно в энергетику, инфраструктуру и добывающую промышленность.
Геополитическое влияние: укрепление союза между этими странами может изменить геополитический баланс в регионе, что может повлиять на наши внешнеэкономические связи.
– Игра с пошлинами между США и Китаем продолжается. Экономика Кыргызстана почувствовала это на себе?
– Безусловно, косвенное влияние ощущается. Во-первых, любая нестабильность в мировых торговых отношениях отражается на глобальных цепочках поставок, что может привести к изменению цен на импортируемые товары или комплектующие. Во-вторых, для Кыргызстана, являющегося транзитной страной между Азией и Европой, снижение объемов торговли между крупными игроками может сказаться на объемах транзитных перевозок и, соответственно, на доходах. Однако прямого и значительного влияния, подобного тому, что испытывают страны с более глубокой интеграцией в производственные цепочки США или Китая, мы не ощущаем. Наша экономика пока в большей степени ориентирована на региональные рынки и внутренний спрос.
– Эксперты видят возможности для Кыргызстана в реэкспорте. Насколько это реально и что нужно сделать?
– Возможности для реэкспорта действительно существуют, и они достаточно реальны, учитывая географическое положение Кыргызстана. Мы находимся на пересечении важных торговых путей. Для того чтобы это реализовать, необходимо предпринять ряд шагов. Это улучшение логистической инфраструктуры: это включает в себя модернизацию дорог, расширение складских помещений, развитие мультимодальных хабов (железнодорожные, автомобильные, воздушные перевозки).
Упрощение таможенных процедур: минимизация бюрократии, внедрение цифровых технологий для быстрого оформления грузов.
Создание благоприятной правовой базы: четкие и предсказуемые правила для участников реэкспортной деятельности, защита инвестиций.
Развитие финансовых услуг: доступные кредиты для компаний, занимающихся реэкспортом, страхование грузов.
Повышение квалификации кадров: специалисты в области логистики, таможенного оформления, международного права.
Укрепление регионального сотрудничества: согласование правил и процедур с соседними странами для беспрепятственного транзита.
Привлечение инвестиций: создание условий для прихода иностранных компаний, специализирующихся на логистике и дистрибуции.
– Есть ли шанс у Кыргызстана стать «воротами» для КНР в ЕАЭС?
– Шанс есть, и он значительный. Географически Кыргызстан является наиболее удобным сухопутным коридором из КНР в страны ЕАЭС. Для того чтобы стать полноценными «воротами», нам нужно:
Развитие транспортной инфраструктуры: строительство и модернизация железных и автомобильных дорог, соединяющих Кыргызстан с Китаем и странами ЕАЭС. Особое внимание следует уделить проекту железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
Модернизация пограничной инфраструктуры: увеличение пропускной способности, внедрение цифровых технологий для ускоренного оформления.
Гармонизация стандартов и процедур: сближение технических регламентов и таможенных процедур с КНР и ЕАЭС для беспрепятственного движения товаров.
Создание логистических хабов: развитие крупных складских комплексов и распределительных центров на границе с Китаем и в других стратегических точках.
Привлечение китайских инвестиций: стимулирование создания совместных предприятий в сфере логистики и переработки.м