Главное научить особенного ребенка не письму, а самообслуживанию
Я работаю в одной из самых больших специализированных школ в Брно. Туда действительно не просто попасть, родители ждут в очереди, а учащиеся сдают экзамены. Основным условием отбора является самостоятельность – могут ли дети себя обслуживать, то есть мыть руки, пользовать столовыми приборами и туалетом.
Всего в школе 6 классов по 6-8 детей. За каждым классом закреплены 3 педагога-дефектолога, потому что отдельным ученикам может потребоваться отдельный учитель.
Учебный день делится на 2 блока: с 8.00 до 12.00 мы работаем со своим классом, затем, после обеда, меняемся и переходим в другой класс. Это помогает и педагогам, и детям ненадолго сменить обстановку и перевести фокус внимания.
Как сформированы классы
В классах собраны дети разного возраста и различных уровней ментальных нарушений. Распределяют так, чтобы было были дети с разной степень тяжести, чтобы был какой-то баланс. Как раз на такие случаи и необходимы 3 педагога, если у ребенка аффект, двое учителей должны его успокоить, а третий вывести остальных учеников из класса, чтобы они не испугались.
Процесс обучения
Это не типичный в привычном для всех понимании учебный процесс. Мы не всегда занимаемся по расписанию, на первый план всегда выходят эмоциональное физическое состояние ребенка. Если ребенок не хочет, его никто не заставляет.
У нас нет цели дать детям навыки математики или основы письма, главное научить самостоятельности. Если наши ученики научатся самостоятельно есть ложкой, считать до десяти, одеваться – это большая победа.
Если научим не бояться окружающего мира, быть открытыми, говорить о своих нуждах и потребностях, это тоже победа.
Поэтому основной упор делается на рисование, физкультуру, пение. У нас есть занятия в саду или в огороде, когда детей учат копать, поливать и постригать растения.
Особенные события
Ежегодное школьное выступление — особенное событие, которое организует наша школа в огромном актовом зале в центре города. Начиная с ноября, каждый класс готовит своё выступление, и 20 декабря, перед Новым годом, приглашаем родителей.
Все дети выступают, при этом главное не идеально станцевать, а проявить себя на сцене. В такие моменты мы видим, как у родителей загораются глаза: они гордятся своими детьми и осознают, на что те способны.
Кроме того, к этим мероприятиям мы всегда готовим различные поделки - мыло, свечи, украшения, разрисовываем футболки, которые потом продаём. Вырученные средства идут на нужды детей.
Одним из самых любимых моментов является то, что мы часто выходим в театры — минимум 5-6 раз в год, устраиваем экскурсии и просто проводим время с детьми в кафе. Например, если неделя была тяжелой, мы можем собраться в пятницу и пойти в кофейню, где покупаем им тортики и соки. Это помогает нам всем отдохнуть и насладиться временем вместе.