15 марта

Новый образовательный стандарт разработан на основе новой идеологии государства

Новый Государственный образовательный стандарт разработан на основе новой идеологии государства, которая отражена в Доктрине «Национальный дух – Мировые высоты» и Концепции «Кыргыз Жараны». Акценты при формировании личности обучающегося поставлены в следующем порядке: воспитание, обучение, развитие. В предыдущем ГОС вопросы воспитания шли в обратном порядке… Впервые позиционируются 7 совокупностей важных личностных качеств, которые являются центром в Модели компетентностной рамки. Данные ценности сформулированы в унисон 7 заповедям Манаса, которые отражают идеологию государства в формировании личностных качеств нового молодого поколения.

Акцент будет сделан на предметы естественно-научного и математического направления. В международном образовательном пространстве оно именуется как STEM-подход. Особенность заключается в пересмотре содержания предметных стандартов, объеме учебной нагрузке, пересмотре содержания учебных программ. Окуу Китеби координирует процессы издания новых учебно-методических комплексов, в которых имеется компетентностно-ориентированная подача материала, система заданий для обучающихся. Данные задания основаны на разноуровневом подходе.

В Государственном стандарте выделяются следующие образовательные области, каждая из которых состоит из предметов, закрепленных в базисном учебном плане - филологическая, социальная, математическая, естественнонаучная, искусство и технологии, культура здоровья.

Содержание предметного стандарта направлено на сохранение фундаментального ядра предмета, в нем описание предметных компетентностей, то есть учителя, формулируя цель каждого своего урока, должны пользоваться стандартом и определять какие предметные компетентности они будут формировать на том или ином уроке. В целом, завершая обучение предмету в определенном классе, за учителем, прежде всего, закрепляется ответственность в формировании предметных компетентностей, описанных в стандарте.

Отличие новых предметных стандартов от предыдущих: облегчены сложные методологические описания для учителя (они вынесены в программы повышения квалификации).

Согласно политике министерства, профильное обучение на уровне 3 ступени школьного образования планируется ввести со следующего учебного года. На старшей ступени общего образования обучающимся будет предоставлена возможность выбора направления профильного обучения. За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса будут учитываться интересы, склонности и способности каждого ученика.

Профильное обучение будет двух аспектным: профильное на уровне углубленного изучения предметов (планируется в 2026-2027 учебном году), а также предпрофессиональное – на обретение учащимися первичных профессиональных навыков (в этом аспекте введение будет определено МОНом).

При переходе на модель 12-летнего образования сохранится пятидневная учебная неделя. В настоящее время разработан проект БУПа (базисного учебного плана), в котором определена примерная недельная учебная нагрузка. Работа идет и скоро, после обновления важного документа Санитарные нормы и правила (СаНиП), где будут обозначены нормы для 12-летней системы школьного обучения, будут внесены уточнения по учебной нагрузке с 1 по 12 классы.

КАО разработан документ Индивидуальная образовательная программа (ИОП). Этот документ как раз-таки для учителей, в классе которых будут учиться дети с особыми образовательными потребностями. Учитель, ознакомившись с физиологическими и психологическими особенностями ребенка, должен разработать для него ИОП, пользуясь также содержанием стандартов и ориентируясь на наиболее соответствующий уровень сформированности образовательных результатов (а их в стандарте 3: репродуктивный, продуктивный, креативный). Далее ИОП согласуется с родителями и администрацией школы.

Вводимые МОН учебники по математике, например, уже в Методических рекомендациях (поурочных) для учителя имеют разноуровневые задания: А, В, С. Это облегчит труд учителя при выборе индивидуальной образовательной траектории доя учащегося, который имеет особые образовательные потребности.

Назира Дюшеева
Назира Дюшеева президент Кыргызской Академии образования