Страны ЦА могут перейти на новый уровень военно-стратегического партнерства
Спорные участки границы вызывали разногласия с момента обретения независимости. 13 марта президент Кыргызстана Садыр Жапаров и президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписали соглашение о государственной границе между двумя странами. На данном этапе, с учётом текущих геополитических событий, можно сказать, что это продолжение встречи в Чолпон-Ате 2022 года. Тогда состоялась консультативная встреча лидеров Центральной Азии, где был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Однако Таджикистан и Туркменистан тогда не подписали соглашение, тогда как Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан поддержали его. Этот шаг заложил основу для более углублённых отношений между странами региона.
Возможно, в будущем эти две встречи – в Чолпон-Ате и Худжанде – войдут в историю Центральной Азии как важные этапы интеграции, способствующие военно-стратегическому партнёрству. Вполне вероятно, что в дальнейшем может быть создан военный блок, что станет значимой инициативой. Многие глобальные игроки, такие как Китай, США, страны ЕС и Россия, заинтересованы в интеграции региона.
Это событие напрямую влияет на повседневную жизнь жителей приграничных зон и их экономическую активность. Заморозка отношений негативно сказывалась на качестве их жизни. Для них делимитация и демаркация границ – не просто формальный процесс, а ключевой фактор безопасности.
Когда-то американский стратег Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» называл Ферганскую долину «евразийскими Балканами» из-за серьёзных конфликтов, которые привели к многочисленным жертвам. Однако прогнозы, касающиеся нестабильности региона, не оправдались – мы выбрали другой путь развития. За этими процессами внимательно наблюдают не только крупные мировые державы, но и региональные игроки, такие как Иран и Турция.
Создание безопасной среды и мирного сосуществования запускает «эффект домино», приводя к экономическому росту и повышению благосостояния населения.
Этот пример можно соотнести с российско-украинским конфликтом: многие важные вопросы решаются именно за столом переговоров. Сейчас Дональд Трамп инициирует новые переговоры, что важно не только для российско-украинского кризиса, но и для урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, в секторе Газа и Израиле.
Мы также наблюдаем рост напряжённости между Ираном и США. Вашингтон уже выдвинул ультиматум, требуя в двухмесячный срок решить вопрос с ядерной программой Тегерана. В каждом регионе есть свои особенности и нюансы.
Для стран Центральной Азии ключевой задачей остаётся недопущение использования региона в качестве инструмента в геополитических играх. Такие саммиты, как в Худжанде и Чолпон-Ате, способствуют защите региона от внешних вызовов и угроз, таких как ситуация в Афганистане, наркотрафик и международный терроризм.
В перспективе наши страны могут перейти на новый уровень военно-стратегического партнёрства. Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан уже являются членами ОДКБ наряду с Россией, Арменией и Беларусью, тогда как Туркменистан и Узбекистан действуют независимо. Кроме того, Казахстан и Кыргызстан входят в ЕАЭС, а Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан пока не являются его членами.
Другой формат интеграции Центральной Азии – объединение стран не только на экономической, но и на военной основе. Этот вариант был бы интересен России, поскольку два государства региона уже входят в ОДКБ. В долгосрочной перспективе такой союз стал бы гарантом безопасности, что, в свою очередь, сделало бы регион более привлекательным для инвесторов.
Делимитация и демаркация границы с Узбекистаном стали важным фактором для реализации проекта железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Китай, как основной инвестор, заинтересован в том, чтобы между партнёрами не оставалось нерешённых разногласий.
Эта железная дорога – не просто транспортная артерия, а масштабный экономический проект, который важен для стран Европы, Южной Азии и Азербайджана. Поскольку маршрут пролегает через территорию Кыргызстана, его реализация имеет для нас стратегическое значение.
Безусловно, он расширит экономические возможности региона. Кроме того, он напрямую связан со стабилизацией ситуации в Афганистане и развитием его инфраструктуры. Ранее обсуждались варианты транспортировки через Афганистан, но на тот момент существовали серьёзные препятствия. Теперь переговоры будут вестись непосредственно с правительством «Талибана», и Кыргызстан также примет в них участие.
Пакистан и Индия, в свою очередь, заинтересованы в безопасной транспортировке электроэнергии, что создаёт дополнительные перспективы для сотрудничества.