11 октября

Борьба с экстремизмом: Новый шаг к безопасности в СНГ

Принятие странами СНГ Программы сотрудничества в области дерадикализации — это важный шаг в борьбе с растущей угрозой терроризма и экстремизма в регионе. Программа, разработанная по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, была представлена в мае 2021 года и одобрена на заседании Совета глав государств СНГ 8 октября 2024 года в Москве.

Программу утвердили главы России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

Программа направлена на предотвращение легитимизации экстремистских и радикальных течений. Она акцентирует внимание на необходимости системного взаимодействия спецслужб и компетентных ведомств, совершенствовании методов борьбы с современными вызовами и принятии согласованных мер в области обеспечения кибербезопасности.

Программа включает в себя ряд ключевых направлений:

1. Противодействие экстремистской идеологии: повышение правовой грамотности населения, противодействие пропаганде экстремизма, укрепление межнациональных и межрелигиозных отношений.
2. ⁠Социально-экономическое развитие: создание рабочих мест, снижение уровня бедности, развитие образования и здравоохранения.
3. Укрепление правоохранительных органов: совершенствование законодательной базы, повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов, сотрудничество в сфере обмена информацией и опытом.

Несмотря на важность Программы, существует ряд проблем и вызовов, с которыми страны СНГ могут сток=лкнуться при ее реализации. Это ограниченные финансовые ресурсы, различия в уровне развития стран СНГ, политические разногласия. Также важно учитывать, что Россия, как ключевой игрок в регионе, должна активно участвовать в реализации Программы, обеспечивая необходимую поддержку и финансовые ресурсы.

В странах Центральной Азии проблема радикализации общества, особенно молодежи, действительно актуальны. Основные факторы, влияющие на радикализацию: нехватка уровня образования, проблемы социально-экономического характера, низкий уровень жизни населения, безработица, высокий уровень трудовой миграции, идеологический вакуум, неудовлетворительное решение каждодневных проблем, вопросы коррупции, межэтнических отношений, общественной безопасности, доступа к правосудию, подпольная деятельность запрещенных радикальных групп, существующие каналы переправки завербованных граждан в зарубежные лагеря террористических и радикальных групп, а также интернет-ресурсы, посредством которых распространяются деструктивные призывы и идеи.

При реализации Программы страны СНГ могли бы применять существующие модели дерадикализации, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Например, модель богословского диалога, применяемая в Йемене и некоторых странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, используется для развенчания псевдоисламских идеологических конструктов. Образовательные программы реализуются в Пакистане и включают в себя формальное образование, корректирующее религиозное образование, профессионально-техническую подготовку, консультирование и терапию. Всеобъемлющие программы используются в Саудовской Аравии, включают в себя психологическую помощь, религиозное обучение, а также помощь в вопросах реинтеграции в общество и воссоединения семей.

Опыт других стран, таких как Сингапур и Испания, также может быть полезен для стран СНГ. Сингапур использует комплексный подход, включающий в себя идеологическое, просветительское и профилактическое направления. Испания применяет модель «перевоспитания» для бывших боевиков ЭТА, включающую публичный отказ от связи с террористической организацией, извинения перед жертвами, выплату компенсации, отбытие наказания, обучение и получение специальности.

Для успешной реализации Программы сотрудничества в области дерадикализации, на мой взгляд, необходимы: усиление финансирования Программы, разработка единой стратегии по борьбе с терроризмом и экстремизмом, где ответственным исполнителем мог бы быть Антитеррористический Центр СНГ, укрепление сотрудничества с международными организациями в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, проведение информационно-просветительской работы среди населения стран СНГ по противодействию терроризму и экстремизму.

Также важно проведение экспертных встреч и обмен опытом между странами СНГ в области борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Необходимо уделять внимание и системному взаимодействию спецслужб и компетентных ведомств стран СНГ, совершенствованию методов борьбы с современными вызовами, принятию согласованных мер в области обеспечения кибербезопасности.

Принятие Программы сотрудничества в области дерадикализации странами СНГ является важным шагом в борьбе с растущей угрозой терроризма и экстремизма в регионе. Однако необходимо помнить, что это только начало долгого и сложного пути к укреплению безопасности в регионе. Важно уделять внимание превентивным мерам, противодействию экстремистской пропаганде и укреплению международного сотрудничества в борьбе с этими угрозами.

Канатбек Мурзахалилов
Канатбек Мурзахалилов кандидат исторических наук, эксперт по религиозным вопросам