
На западе Судана сбили грузовой самолет, зарегистрированный в Кыргызстане
Как пишет Монторинг войны в Судане, силы оперативной поддержки (RSF) сегодня примерно в 04:00 сбили грузовой самолет в районе Малха в Северном Дарфуре, заявив, что они уничтожили самолет Антонов, использовавшийся суданскими военными в качестве бомбардировщика.
Однако доказательства из обломков говорят о том, что этот самолет на самом деле был частью воздушного моста, спонсируемого Объединенными Арабскими Эмиратами в поддержку самих RSF. Ликующие бойцы на земле, которые снимали обломки, похоже, не поняли, что они сбили грузовой самолет, использовавшийся для их собственных поставок и логистики.
На самом деле обломки принадлежат Ил-76, и один из членов экипажа имел значок экипажа (на видео ниже), идентифицирующий его как главного инженера «Airline Transport Incorporation FZC», компании, базирующейся в Объединенных Арабских Эмиратах и связанной с Кыргызстаном. На значке члена экипажа было написано «Международный аэропорт Манас», который является главным международным аэропортом Кыргызстана.
У другого члена экипажа был российский паспорт. Хотя эти документы сохранились после крушения, не сообщалось о выживших членах экипажа, а самолет в значительной степени сгорел, образовав большую воронку от удара. Типичный экипаж Ил-76 состоит из пяти человек.
Еще один обломок принадлежал авиакомпании New Way Cargo Airlines, которая принимала участие в воздушной перевозке из ОАЭ в Амджарасс на востоке Чада, согласно недавнему расследованию Conflict Observatory — исследовательского консорциума, финансируемого Государственным департаментом США.
Conflict Observatory выявила несколько киргизских самолетов Ил-76, участвовавших в воздушной перевозке ОАЭ в Амджарасс, Чад, в том числе два самолета, эксплуатируемых авиакомпанией New Way Cargo Airlines (EX-76010 и EX-76015), самолеты которой базируются в Рас-эль-Хайме, ОАЭ.
В общей сложности расследование выявило семь рейсов известных грузовых самолетов и еще 35 неопознанных грузовых рейсов в аэропорт Амджарасс в период с июня 2023 года по май 2024 года, когда период исследования закончился. ОАЭ утверждают, что этот воздушный транспорт был в гуманитарных целях, но исследователи из Conflict Observatory заявили, что почти наверняка грузовые самолеты доставляли военные грузы, что подтверждает предыдущие выводы других источников, включая Группу экспертов ООН и The New York Times.
Conflict Observatory отметила, что один из самолетов New Way Airlines ранее принимал участие в воздушной переброске в поддержку сил Ливийской национальной армии генерала Халифы Хафтара в нарушение эмбарго Совета Безопасности на поставки оружия, согласно докладу ООН. Поставки оружия ОАЭ в Дарфур также нарушают эмбарго на поставки оружия, которое Совет Безопасности ввел в 2004 году во время предыдущей войны в Дарфуре.
Кроме того, в Ньяле, Южный Дарфур, недавно приземлились неопознанные грузовые самолеты, которые, по предположениям наблюдателей, доставляли припасы и эвакуировали раненых бойцов RSF. Последний такой рейс приземлился в аэропорту Ньялы четыре ночи назад, по словам очевидцев, живущих в районе Джабал.
Войска RSF в Северном Дарфуре, вероятно, ничего не знали о секретных ночных полетах в Южном Дарфуре, координируемых руководством военизированных формирований. Вместо этого они бы высматривали военные самолеты ВВС Судана, которые регулярно проводили бомбардировки в Северном Дарфуре как против мирных жителей, так и против целей RSF.
Официальных комментариев от кыргызской стороны или аэропорта пока нет. Подробностей тоже. В новостях все ссылаются или на Посольство РФ, или на иностранное расследование. По данным FlightRadar, запланированных рейсов у самолёта не было. Последний вылет там зарегистрирован 30 декабря 2023 из аэропорта Акабы (Иордания) в аэропорт Порт Судан.