
Важно, чтобы дети понимали, их трудности — это не признак глупости или недостатка
Редакция «Караван-Инфо» побеседовала с педагогом-дефектологом Алтынай Кубатбековой об инклюзивном образовании в Чехии.
Алтынай, расскажите, пожалуйста, как чешское общество реагирует на особенных детей?
В Чехии продолжается процесс улучшения инклюзии, который направлен на интеграцию детей с легкими ментальными нарушениями в обычные школы. Для этого создаются условия: назначаются ассистенты и, в некоторых случаях, работают два педагога в классе. Социализация таких детей становится доступной, хотя для детей с более серьезными нарушениями это может быть сложнее. Я считаю, что им зачастую комфортнее в специальных школах. Тем не менее, для детей с легкими нарушениями инклюзия активно развивается. Государство оказывает значительную поддержку как детям, так и их родителям, предоставляя множество возможностей через различные организации и учебные заведения.
Одним из примеров является Масариков Университет, который имеет программу «Терезиас». Она поддерживает студентов с ментальными нарушениями и предоставляет им возможность учиться. Недавно я присутствовала на вручении дипломов, где одна девушка с нарушением зрения получила свой диплом с помощью ассистентки. Всё прошло как обычно, без каких-либо отделений или исключений. Это замечательный пример того, как инклюзия работает на практике и как важно поддерживать каждого ребенка в его стремлении к обучению и социальной интеграции.
Привлекаете ли родителей к процессу обучения?
Обязательно. Я понимаю, что им тоже непросто, но важно, чтобы и родители стремились к взаимодействию с нами. Если нет согласованности между домом и школой, успех детей может оказаться под угрозой.
Например, когда мы в школе начинаем обучать детей самостоятельно есть ложкой, обязательно информируем родителей. Они должны поддерживать этот процесс дома и не кормить детей сами, иначе прогресс может замедлиться. Дети умные и быстро привыкают к удобству, поэтому иногда им трудно перейти на самостоятельное питание.
Сложнее всего работать с семьями, которые не хотят взаимодействовать. Однако таких случаев не так много. Большинство родителей заинтересованы в успехах своих детей и активно интересуются их продвижением. Но бывают и исключения. Некоторые родители, к сожалению, просто отвозят детей в школу и не занимаются с ними дома. Например, у нас есть мама первоклассницы, которая очень активно поддерживает учебный процесс. Она не ждет домашних заданий, а сама дополнительно занимается с дочерью после школы. Это показатель того, как важна вовлеченность родителей в обучение ребенка. Каждая семья уникальна, и для достижения успеха требуется индивидуальный подход.
Как проходит диагностика в школах Чехии?
Ранняя диагностика, в том числе аутизма, – важный шаг, который может быть начат уже с трех лет. В этом возрасте родители могут заметить первые симптомы: если ребёнок испытывает трудности в социализации в детском саду, это серьезный сигнал для проведения диагностики. В Чехии диагностику проводят специальные педагоги и психологи. Когда психолог выявляет возможные нарушения, он направляет ребенка к нам для дальнейшего обследования.
Все дети, поступающие в первый класс, проходят диагностику, что позволяет своевременно определить их потребности и подобрать подходящий класс или школу, избегая лишнего давления на ребёнка. К сожалению, в наших школах часто наблюдается давление на детей из-за их недостатков в математике. Это касается таких состояний, как дисграфия и дислексия. Важно понимать, этот вовсе не означает, что ребёнок неумный. У некоторых детей могут быть трудности с различением цифр или букв, что связано с особенностями восприятия. Однако в школах часто не учитывают эти нюансы, что приводит к негативным последствиям.
Какие практики применяются в Вашей школе?
В нашей практике мы активно используем визуализацию. Каждый день начинается с того, что мы обсуждаем, какой сегодня день недели и какая погода. Для этого у нас есть карточки: с изображениями солнца, облаков или дождя. Дети выбирают подходящую карточку, что помогает им лучше понять окружающий мир. Для детей с аутизмом мы применяем пиктограммы: режим дня представляется в виде картинок – приветствие, занятия, игры и т.д. Визуальные подсказки помогают детям лучше воспринимать информацию.
Музыкотерапия – еще один важный аспект. Мы используем различные инструменты, включая маленькие барабаны. Например, учим детей произносить свои имена по слогам, развивая слух и ритм.
Драматерапия также занимает значительное место в нашем обучении. Мы организуем сценки и выступления, которые показываем на праздниках. У нас есть специальная зона для релаксации. Здесь дети могут отдохнуть на водяных матрасах, а мы проводим различные массажи и используем базальную стимуляцию. Это помогает детям осознать своё тело и расслабиться. Мы можем использовать мячики или просто проводить руками по телу детей, создавая тактильные ощущения.
Методик очень много, мои любимые – канистерапия и хипореабилитация. Канистерапия включает взаимодействие с собаками, которые приходят в школу раз в неделю. Дети могут просто лежать рядом с собаками или выполнять различные упражнения с ними. Хипореабилитация подразумевает занятия с лошадьми. Дети могут кататься на лошадях или взаимодействовать с ними, что особенно полезно для тех, кто имеет ограничения в движении.
Какие возможности есть для особенных детей после школы?
Как я уже упоминала, главная задача в образовании детей с ментальными нарушениями – обучить их самостоятельности. В нашей школе мы обучаем детей ручному труду, чтобы у них была возможность найти работу после окончания учебы. Это доступно ребятам с легкими ментальными нарушениями. Например, наши выпускники могут работать в специальных кафе. Некоторые из них находят работу в домах для людей с нарушениями, где занимаются различными видами творчества: шьют, рисуют и делают поделки. Я была поражена тем, как талантливо они шьют корзины и кукол, вяжут и даже делают мыло на продажу.
Существует транзитная программа, которая помогает им подготовиться к трудовой деятельности и найти подходящую работу. Те, у кого более легкие нарушения, могут работать помощниками, заниматься уборкой или трудиться садовниками. В моем классе был один мальчик, чей папа работает на СТО. Хотя он не разговаривает, он очень активный и обладает хорошей моторикой. Он помогает своему папе на работе, и тот рассказывает, что его там очень поддерживают. Это замечательный пример того, как можно интегрировать детей с ментальными нарушениями в общество и помочь им развивать свои навыки.
Чтобы Вы рекомендовали сделать в сфере инклюзивного образования в Кыргызстане?
Во-первых, необходимо открыть государственные школы, в которых есть педагоги-дефектологи, доступные для всех детей, не только в Бишкеке, но и в регионах. У нас есть много частных школ и клиник, но не у всех семей есть возможность их посещать. Дети с нарушениями требуют значительных финансовых затрат на лечение, диагностику и терапию, что делает ситуацию особенно сложной для родителей. Поэтому я мечтаю о создании общедоступных школ с поддержкой от государства. Важно также внедрить диагностику в обычных учебных заведениях, чтобы у детей была возможность получать необходимую помощь.
Необходимо, чтобы в каждой школе работали квалифицированные психологи и специальные педагоги. Например, если у ребенка есть серьезные проблемы с математикой, важно, чтобы вовремя провели диагностику и помогли, а не говорили, что у него нет будущего и он не такой как все. К сожалению, такие случаи происходят нужно больше уделять внимания ранней диагностике детей с легкими ментальными нарушениями, а также поддерживать и создавать государственные специализированные школы.
Очень важно, чтобы педагоги-предметники благодаря помощи дефектологов могли выявить незначительные изменения в развитии детей, чтобы скорректировать их жизнь и обучение. Важна поддержка и понимание со стороны школы, чтобы дети знали, что их примут и помогут.
Важно, чтобы дети понимали, что их трудности — это не признак глупости или недостатка, а просто особенность их восприятия мира. Учителя должны поддерживать их, чтобы ребёнок не замыкался в себе и не чувствовал себя неполноценным. Его мозг может работать иначе, и это нормально. Важно осознавать, что то, что кажется недостатком, в будущем может стать его преимуществом.