Дарика Ибраимова о трендах в проведении тоев в Кыргызстане

Дарика Ибраимова о трендах в проведении тоев в Кыргызстане

Кыргызстанцы любят праздники, и главным ивентом у нас является той. Насколько развита ивент-индустрия в нашей стране, какие в этой сфере с годами появляются тренды и какие суммы тратят наши люди на проведение торжественных мероприятий в интервью «Караван инфо» рассказала Заслуженный деятель культуры Кыргызстана, основательница ивент-компании Darikа event Дарика Ибраимова.

Дарика, скажите, насколько в Кыргызстане развита сфера ивент-индустрии?

– Когда в 2006 году мы открыли компанию, то есть оформили ОсОО юридически, слова ивент-менеджмент даже не было, не было никакой индустрии. Шоу-бизнес был в каком-то подполье, все происходило непонятно и неорганизованно. И развитие моей компании, можно сказать, шло параллельно с развитием ивент-индустрии. Только лет через 5-10 появилось такое понятие, как ивент-менеджмент. И буквально как лет 5 назад появилось понятие, как ивент-индустрия. На сегодняшний день ивент-индустрия у нас развивается хорошими темпами, но еще недостаточно сильно развита.

Главный ивент в нашей стране той. Что меняется в организации тоев в последние годы?

– Надо признать, что ивент-менджмент на самом деле существует в Кыргызстане изначально, потому что это является частью нашей культуры. Тои занимают большую часть нашей жизни –  социальной, культурной, общественной. И тем самым ивент востребован, он необходим и его также сейчас очень хорошо используют в маркетинге. Ивент-менеджмент в сфере тоев, конечно, развивается хорошо. И сравнительно с другими странами, другими рынками, у нас на очень хорошем уровне. Это происходит потому, что у нас тои проходят чаще и потому большой спрос.

В организациях тоев меняется технологичность, мы стали больше использовать каких-то фишек. У нас очень хорошо развит продакшн. Также у нас стали популярны раздельные молодежные тои, в то время как раньше были популярны только единые.

–​​​​​​​ Кстати, о молодежи. Она предпочитает проводить свадьбы по традиции или бывают и необычные форматы?

– Как я уже сказала, нынешняя молодежь все чаще стала проводить раздельные тои. И, я считаю, это правильно, чтобы не было конфликта поколений. На таких мероприятиях другие конкурсы, меню попроще, уже не подают мясо. Что касается необычных форматов, то торжества проходят на берегу Иссык-Куля, в горах. Сейчас очень популярно снимать мини-резиденции, дачи. Да, в принципе, сейчас все может проходить на самых неожиданных площадках, молодежь не боится экспериментировать и это радует.

–​​​​​​​ А какие еще праздники предпочитают кыргызстанцы? Какие форматы выбирают?

– Самое обязательное, что у нас празднуют – это свадьбы, юбилеи, тушо-тои и сейчас появилась новинка – кыз узату. Раньше этот обряд всегда проводился в домашнем формате, а сейчас это отдельный вид тоя.

–​​​​​​​ Какой самый необычный праздник, который Вы организовывали?

– Наша компания сейчас специализируется на массовых масштабных и деловых мероприятиях. Вообще ивент-менеджмент состоит из семейных мероприятий, а также корпоративных. Самый необычный праздник, который мы организовывали, если не брать сферу тоев, то мы проводили фестиваль под пиком Ленина на высоте 3600 метров над уровнем моря, на базовом лагере в Чон-Алае. Это, наверное, было самое экстремальное мероприятие, потому что это большая высота, куда не каждый-то взберется, а мы там проводили фестиваль.

–​​​​​​​ Какие суммы тратят наши люди на празднования?

– Суммы сложно сказать. Например, кафе берут от 2 до 4 тысяч сомов за человека, плюс шоу-программа, которая обходится от 1 тысячи до 100 тысяч долларов. Поэтому сложно сказать про бюджет. Посчитайте: самые большие траты идут за ресторан плюс шоу-программа. В среднем у нас зовут 200 человек – вот и выходит бюджет.

–​​​​​​​ А вообще, сколько денег крутится в ивент-индустрии?

– В ивент-индустрии задействованы и хорика, и шоу-биз, и декораторы, и продакшн. Учитывая, что все они имеют отношение к ивент-индустрии, то здесь крутятся очень большие деньги. На самом деле ивент-индустрия – это очень денежная сфера, потому что люди не жалеют на это средства. И по некоторым данным, в ивент-индустрии задействовано до 20 тысяч человек. Однако в этой сфере, хотя, казалось бы, можно быстро заработать большие суммы, но минус – это сезонность. И если брать вкруговую, то выходит средняя зарплата.

–​​​​​​​ Как добавить креатив на праздник?

– Самое главное, мы должны понять, ради чего или кого устраивается мероприятие. Скажем, если это юбилей, то ради юбиляра, если свадьба, то ради молодых. Поэтому креатив должен исходить из того, ради кого мы его устраиваем. Надо знать, что нравится виновнику торжества, какие у него интересы, и креативить уже, отталкиваясь от этого. Креатив сам по себе не может заходить, потому что он может не понравиться. К примеру, если запустить женщину со стрипдэнсом на халяльную свадьбу, то это уже не будет креативно. Поэтому креатив должен четко основываться на маркетинговом исследовании целевой аудитории, которую сначала надо определить, а также определить ее предпочтения. Это чистый маркетинг. Также существует очень много трендов. Но тренд тренду рознь, поэтому всегда очень важно все это правильно использовать. Тут еще должна быть и рациональность, именно в бюджете. Также надо учитывать возможность использования креативной идеи на определенной площадке. Поэтому в этой сфере надо все четко просчитывать.