Полина Фурсова: Психологу недостаточно давать хорошее и качественное, нужно еще уметь это взять и освоить

Полина Фурсова: Психологу недостаточно давать хорошее и качественное, нужно еще уметь это взять и освоить

В нашем суматошном мире люди, борясь со стрессами, порой недооценивают важность помощи профессионального психолога. Мы обращаемся к врачам, которые лечат наше тело, но забываем о внутреннем состоянии, пренебрегаю услугами врачевателей душ. И о важности данной профессии, насколько вообще будет полезной и продвигающей терапия у психолога, в беседе с «Караван инфо» рассказала педагог-психолог, гештальт-терапевт Полина Фурсова.

– Полина, по Вашему мнению, кто такой хороший психолог?

– Хороший психолог – это не просто профессионал, имеющий базовое образование в области психологии владеющий методами и инструментами, но и человек, умеющий создавать безопасное пространство для клиента, соблюдающий конфиденциальность и этические нормы.

Это тот, кто обладает эмпатией и вниманием к клиенту, понимающий его состояние и принимающий его таким, какой он есть, без осуждения. Хороший психолог помогает клиенту лучше понять себя и использовать собственный ресурс для изменений, а не предлагает готовые ответы и решения. Он всегда осознает свою компетентность и не берётся за то, что выходит за её пределы.

 Психологи – это, я бы сказала, врачеватели людских душ, но порой им самим необходима помощь или поддержка, не так ли?

– Да, и поэтому специалист нашей профессии регулярно получает супервизию у более опытных коллег, а также проходит личную терапию, чтобы не приносить в работу свои нерешённые конфликты.

 Нередко в нашем обществе люди страдают от заниженной самооценки, почему? И как это преодолеть?

– Заниженная самооценка часто формируется под влиянием внешних факторов, таких как воспитание, социальные ожидания и негативный опыт. Такая ситуация типична для детско-родительских отношений. Ребёнок ещё ничего о себе не знает – кто он и что он, и главным источником этой информации для него становятся родители и другие взрослые. Они большие, всё знают и всегда правы.

 Поясните на примере.

– Например, в детстве часто родители или учителя хвалят детей: "Молодец", "Хорошая девочка или мальчик". А когда ребенок делает что-то не так, то ругают его, кричат, показательно игнорируя его. Ребенок ужасно боится такого отвержения, потому что не может без любви родителя. Когда его отвергают, он чувствует стыд, свою никчемность. Так формируется у ребенка зависимость от оценок. Он учится опираться не на себя, а на оценки окружающих людей. Чувство неполноценности может быть настолько невыносимым, что человек старается спрятать его глубоко внутри. Однако оно неизбежно будет включено вновь, особенно при критике или указании на его ошибку. Это переживание часто становится причиной страданий в обществе, где достижения играют едва ли не главную роль в регуляции отношения к себе и к другим.

Низкая самооценка – это зачастую слабое ощущение себя без внешней оценки. Самооценка не равна самоценности, это знание своих реальных возможностей и способностей, знание "Кто я". Самоценность –  это умение себя ценить, а не оценивать, причем не по достижениям, а по факту существования.

Тут важно работать над укреплением своей самоценности, развивать свою уверенность в том, что ваши чувства, эмоции и потребности важны и имеют право быть наравне с чувствами и потребностями других. Вы имеете на это право.

Кроме того, полезно замечать и фиксировать свои достижения, даже небольшие. Это помогает вызвать ощущение внутренней опоры. Наконец, глубокая работа в терапии может помочь выявить скрытые убеждения, мешающие видеть и принимать себя.

 Вы в своей профессии встречаете разных людей, а какой клиент для Вас самый «сложный» и какой самый «простой»?

– Очень интересный вопрос. На первый взгляд, звучит немного оценочно, но, отвечая на него, хочу сделать замечание, что здесь я не разделяю клиентов на "хороших" и "плохих". В данном контексте речь идет не о характеристике личности клиента, а о динамике терапевтического процесса. Например, сложность может быть связана с тем, насколько клиент готов к изменениям, насколько глубоко он понимает свой запрос или насколько он открыт к работе.

Самый "сложный" клиент – это тот, кто пришёл на терапию, но внутренне к ней не готов. Например, люди, которые приходят на терапию не по своей воле, а из-за давления со стороны: партнера, родственников или учителя. Они могут обесценивать работу психолога, ставить под сомнение эффективность методов или перекладывать ответственность за изменения на специалиста. Сложность здесь в установлении доверия, в помощи осознать свою ответственность за изменения и показать, что работа над собой – это возможность, а не долг перед кем-то, потому что кто-то сказал что "надо".

"Простой" клиент – это тот, кто наиболее мотивирован на изменения, осознает свои трудности и готов работать. Такой человек чаще всего открыт, искренен и понимает, что терапия – это процесс, требующий порой немало времени. Но важно отметить: простота или сложность клиента не делают его лучше или хуже. Это лишь отражает их нынешнее состояние к изменениям. Задача психолога – быть рядом, поддерживать и ни в коем случае не оценивать.

 Значит ли это, что насколько будет эффективной терапия, зависит также и от самого клиента?

– Верно, насколько будет полезной и продвигающей терапия у психолога, зависит напрямую не только от его умения и знаний, но и от мотивации самого клиента. Потому что это обоюдный процесс: недостаточно давать хорошее и качественное, нужно еще уметь это взять и освоить!

Специально для Караван Инфо Назгуль Нурманбетова.