18 апреля

Сближение с «Талибаном»: региональный поворот в Центральной Азии

17 апреля 2025 года Верховный суд Российской Федерации удовлетворил иск Генеральной прокуратуры о приостановке действия запрета на деятельность движения «Талибан». С этого момента движение официально не считается террористической организацией на территории России.

Основанием для принятия решения стал закон, подписанный президентом Владимиром Путиным в декабре 2024 года. Документ предусматривал возможность приостановки статуса террористических организаций с учетом изменения политической и международной обстановки. Вскоре после этого Министерство иностранных дел России официально объявило о начале процесса исключения «Талибана» из соответствующего перечня.

Параллельно с юридическими изменениями активно развиваются высокоуровневые переговоры между Россией и действующим режимом в Афганистане. Уже начались поставки афганской продукции на российский рынок — газированных напитков, специй, энергетиков и других товаров.

МИД России подчеркивает геостратегическое значение Афганистана. Ведомство отмечает потенциальную роль страны в реализации крупных энергетических и инфраструктурных проектов.

Ранее аналогичные решения об исключении «Талибана» из списков террористических организаций приняли Казахстан в декабре 2023 года и Кыргызстан в сентябре 2024 года. Формируется региональная тенденция к нормализации отношений с де-факто руководством Афганистана. Такая политика строится на прагматичных интересах в сфере безопасности, транзита и экономического взаимодействия.

Узбекистан также предпринимает шаги по сотрудничеству с талибами. В Ташкенте прошел третий раунд переговоров по проекту строительства канала Куш Тепа, который должен обеспечивать ирригацию за счет вод Амударьи. Узбекская сторона признает право Афганистана на использование водных ресурсов. При этом Ташкент выражает обеспокоенность возможным снижением водоснабжения в регионе. Стороны договорились продолжать консультации и координацию действий по этому вопросу.

Туркменистан также поддерживает устойчивые рабочие контакты с талибами. Особое внимание уделяется проекту газопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия). Ашхабад заинтересован в стабильности южного направления и продвижении своих энергетических интересов через афганскую территорию.

Таджикистан традиционно занимал более сдержанную позицию в отношении «Талибана». Душанбе выражал обеспокоенность угрозами со стороны радикальных группировок и ситуацией на границе. Однако в последнее время отношения начали смягчаться. Обе стороны заявляют о готовности развивать торгово-экономическое сотрудничество и укреплять доверие в приграничной зоне.

В этом контексте решение России об отмене запрета на «Талибан» отражает серьезный сдвиг во внешнеполитическом курсе. Страна отходит от политики изоляции и делает ставку на диалог и экономическое партнерство. Такой подход соответствует линии, ранее выбранной рядом государств Центральной Азии. Он опирается на общие интересы — обеспечение стабильности, развитие инфраструктуры и расширение взаимной торговли.

Тем не менее, международное признание «Талибана» по-прежнему остается ограниченным. Особенно это касается позиций западных стран. Это требует от России и ее партнеров по ШОС и ОДКБ взвешенного подхода и гибкой дипломатии. 

При этом необходимо учитывать как внутренние потребности, так и внешнеполитические риски.

В перспективе может сложиться новый формат регионального взаимодействия с Афганистаном. В нем Россия и страны Центральной Азии займут роль модераторов политического диалога и экономического сотрудничества. Параллельно важно учитывать потенциальные вызовы. Среди них — ситуация с правами человека в Афганистане, репутационные риски и возможные санкционные механизмы.

Одновременно сотрудничество с талибами открывает возможности для расширения влияния, контроля над южными рубежами и запуска инфраструктурных инициатив. Однако оно связано с политическими издержками, международной критикой и неопределенностью в плане стабильности режима в Кабуле. Подход к Афганистану требует реалистичной оценки выгод и угроз, гибкой стратегии и координации действий между странами региона.

Канатбек Мурзахалилов
Канатбек Мурзахалилов кандидат исторических наук, эксперт по религиозным вопросам