Какие вопросы решает сенсорный терапевт?
Специалисты, работающие в рамках терапии сенсорной интеграции, называются сенсорными терапевтами. Их работа охватывает широкий спектр сенсорных дефицитов ребёнка. На таких занятиях сенсорное развитие сочетается с моторно-двигательной активностью и нагрузкой, что способствует облегчению обработки сенсорных стимулов.
Сенсорный терапевт анализирует, какие именно факторы мешают ребёнку полноценно питаться: проприоцептивные, тактильные или иные проблемы, вызванные нарушением обработки сенсорной информации. Прежде всего, специалист определяет, какие продукты ребёнок точно сможет есть, а какие не станет пробовать.
Какие вопросы решает сенсорный терапевт?
Это могут быть:
- Избирательность текстуры пищи;
- Температурная избирательность (например, ребёнок ест только горячую или только холодную пищу);
- Набивание полости рта едой и длительное её удерживание во рту;
- Затруднения с жеванием.
Часто к этим проблемам добавляются сложности с самостоятельным приёмом пищи: ребёнок не умеет держать ложку и вилку, пить из кружки, есть жидкую пищу. Пищевая избирательность может быть связана с низким тонусом мышц и невозможностью ребёнка откусывать передними зубами или жевать на задних.
В рамках терапии используются игры, развивающие глубокую чувствительность ротовой полости, а также игры с продуктами.
Если проблема связана с текстурой пищи, специалист рекомендует постепенно вводить новые продукты в пюреобразной форме и избегать смешанных блюд. Таким образом, сенсорный терапевт обучает родителей учитывать сенсорное восприятие пищи ребёнком.
Помимо сенсорного терапевта, в работу с детьми, имеющими нарушения пищевого поведения, может быть включён специалист по интеграции детских базовых рефлексов.
Примером такого рефлекса является ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании большим пальцем на ладонь младенца он поворачивает голову в сторону этой руки и открывает рот. В норме этот рефлекс появляется сразу после рождения и угасает к 3–4 месяцам.
Отсутствие этого рефлекса в возрасте 0–4 месяцев может свидетельствовать о поражении центральной нервной системы ребёнка и требует тщательного обследования у невролога. Патологией также является его сохранение не только в течение первого года жизни, но и в более старшем возрасте.
Признаками неинтегрированного рефлекса Бабкина могут быть:
- Синкинезии рук и рта (например, ребёнок открывает рот и двигает языком во время письма);
- Речевые нарушения, такие как дизартрия;
- Постоянно открытый рот;
- Сосание пальца;
- Обильное слюноотделение;
- Слабое развитие мышц рото-лицевой области;
- Нарушение координации «рука-рот», влияющее на процесс еды;
- Трудности с завязыванием шнурков и застёгиванием пуговиц.
Каждый случай индивидуален, и его необходимо разбирать со специалистами. Всегда важно искать причину поведения и на основании её анализа строить программу коррекции, абилитации и развития.