29 апреля

Система образования Кыргызстана полностью рухнула...

В 2025–2026 учебном году Кыргызстан должен перейти на 12-летнюю систему образования. В связи с этим в обществе разгорелись споры: одни считают, что для нас такой переход преждевременен, другие подчёркивают необходимость соответствовать международным стандартам.

В целом я поддерживаю 12-летнюю систему образования! Последние 15 лет я много об этом писал, говорил в СМИ и выступал с требованиями. Но для каждой страны система образования – это не просто приоритет, а вопрос национальной стратегии! В этом деле пользы от слепого копирования других стран не будет – только вред! Переходить на 12-летнее обучение нужно постепенно, в зависимости от нашей экономической ситуации. Не стоит быть «уткой, которая летит раньше всех». Для этого не нужны кредиты или гранты – иначе нам начнут навязывать чужие условия. Над нами будут проводить эксперименты! Не стоит превращать школу в фобию для ребёнка с ранних лет!

Только в Бишкеке и Оше дети учатся в три смены. Это социально-политическая проблема – результат глупой политики прежних руководителей. Они только и говорили: «Всё начинается с села», а на деле на село никто внимания не обращал. Из-за отсутствия инфраструктуры народ потянулся в города. Так и живём до сих пор. В результате в сельских школах учеников мало – в некоторых классах по две парты на одного ребёнка! Сельская местность, можно сказать, готова к 12-летнему обучению, а вот города – нет. Также есть нехватка учителей. Поэтому переход на 12-летку нужно проводить постепенно, создав все условия. Но некоторые «выдающиеся реформаторы» бросаются в бой, не думая о реальности!

Система образования Кыргызстана полностью разрушена. Но западным псевдодемократическим силам, которые внедрились в нашу страну, нет до этого никакого дела. Им важны только сиюминутные личные интересы! Это предательство по отношению к будущему собственного народа. Советская система образования когда-то достигла высочайшего уровня, заложила фундамент для будущего школы. И её можно восстановить с учётом современных требований. Программы по предметам уже существуют! Но в итоге всё отдали кому попало – и разрушили отличную систему. Иностранцам нет никакого дела до нашей образовательной системы!

Один министр однажды сказал: «Школа обучает, а воспитывают родители!» Вот из-за такой безумной политики мы и пожинаем плоды. Воспитание — это постоянный процесс. Родители и школа должны работать вместе. Каждый учитель, преподавая свой предмет, обязан также затрагивать вопросы воспитания. Сотрудничество между родителями и классным руководителем – основа воспитания ребёнка!

Сегодня школа перестала быть местом знаний и воспитания и превратилась в рассадник подростковой преступности. Президент изо всех сил старается улучшить школьную инфраструктуру. Но в школе стоит во главе взяточник, трайбалист и протекционист – директор, превративший школу в свою личную крепость. Дальше, думаю, вы и сами все понимаете.

Каныбек Осмоналиев
Каныбек Осмоналиев экс-министр образования, отличник народного образования КР