21 марта

«Йакын Инкар»: от аскетизма к запрету

15 июня 2017 года Октябрьский районный суд Бишкека по представлению Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики признал движение «Йакын Инкар» экстремистским, запретив его последователям проповедовать и вести религиозную деятельность.

Движение, предположительно, возникло в начале 2015 года как ответвление «Таблиги Джамаат», сформировавшееся из сторонников, не сумевших найти баланс между мирской и духовной жизнью.

Название «Йакын Инкар» переводится с арабского как «отрицание всего мирского, кроме Аллаха». Основная цель его последователей — полное отречение от мирских благ и стремление к жизни, аналогичной той, что вел пророк Мухаммед.

Приверженцы «Йакын Инкар» отвергают светский государственный строй, законы, регулирующие религиозную сферу, не работают, не участвуют в общественной жизни и полностью полагаются на волю Аллаха, что противоречит традиционным представлениям о религиозной практике.

Члены движения отказываются стричь волосы, получать образование, работать и пользоваться современными технологиями.

Внешне сторонники «Йакын Инкар» легко узнаваемы: мужчины носят длинные волосы, свободную одежду, напоминающую традиционные афгано-пакистанские наряды, а женщины полностью закрывают тело и лицо.

Инкаровцы избегают научного прогресса, отказываются от фото- и видеосъемки, не пользуются телевидением и мобильной связью (в последнее время, однако, замечено, что они начали использовать смартфоны), не берут деньги в руки, отвергают медицинскую помощь и призывают к раздельному обучению в общеобразовательных школах.

Первые последователи «Йакын Инкар» появились в Тюпском, Ак-Суйском и Иссык-Кульском районах, а также в Караколе. Впоследствии движение распространилось на Нарынскую, Чуйскую, Баткенскую, Ошскую и Джалал-Абадскую области.

Социальную базу составляют молодые люди из регионов с низким уровнем жизни и недостаточным религиозным образованием. Для них идеология «Йакын Инкар» становится способом самоидентификации и поиска духовной опоры.

По экспертным оценкам, к моменту запрета в 2017 году число последователей движения превышало 1000 человек, однако точные данные отсутствуют. Движение использует метод «даавата» — устные проповеди и личные встречи.

Последователи «Йакын Инкар» не признают государственные институты, не сотрудничают с ДУМК. Богословы критиковали их за радикальное толкование ислама и отказ от социальной ответственности.

Несмотря на судебный запрет, до настоящего времени спецслужбы Кыргызстана продолжают фиксировать деятельность «Йакын Инкар». Правоохранительные органы регулярно задерживают предполагаемых лидеров ячеек по всей стране. В ходе обысков изымаются религиозные книги, агитационные материалы и цифровые носители с пропагандистскими видеозаписями.

В октябре 2018 года Казахстан также признал «Йакын Инкар» экстремистским. Генеральная прокуратура установила, что движение является ответвлением «Таблиги Джамаат» и стремится к насильственному изменению конституционного строя. В январе 2022 года во время протестов в Казахстане власти заявили о задержании нескольких членов движения, однако их связь с беспорядками официально не была подтверждена.

Отметим, что запрет «Йакын Инкар» не привел к полной ликвидации движения. Его последователи продолжают придерживаться идеологии аскетизма и отвергать современные социальные нормы, находя поддержку в традиционных методах проповеди и личных контактах.

В настоящее время движение остается активным в отдельных регионах, а спецслужбы продолжают задерживать его членов. Попытки пресечения его деятельности оказались недостаточно эффективными, что указывает на необходимость более комплексных мер.

В данном контексте профилактическая работа с экстремистскими религиозными движениями, включая «Йакын Инкар», требует сочетания силовых, идеологических и образовательных подходов. Государственным и религиозным институтам важно не только пресекать деятельность радикальных течений, но и предлагать альтернативные пути для их последователей. Без глубокого анализа причин популярности движения и системного подхода к их устранению окончательная нейтрализация «Йакын Инкар» остается маловероятной.

Канатбек Мурзахалилов
Канатбек Мурзахалилов кандидат исторических наук, эксперт по религиозным вопросам