Как Кыргызстану начать получать сотни миллионов долларов?
Центральная Азия в своей истории уже имеет пример того, как железные дороги способствовали развитию региона. В конце XIX – начале ХХ века Средне-Азиатская железная дорога дала мощный толчок развитию сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. К примеру, объемы импорта шелка выросли с 6 тыс. пудов до 84 тыс. пудов, а добыча угля – с 0,4 до 3,5 млн пудов.
Другой пример – современный Казахстан, железнодорожная отрасль которого – это тысячи километров сетевой инфраструктуры и миллиарды долларов от грузооборота. От железной дороги зависят ресурсодобывающие компании и машиностроительные заводы. Каждый сотый житель Казахстана занят в этой отрасли.
Опосредованное влияние железной дороги на социальную сферу не менее значимо: доходы от транзита, внутреннего грузооборота и пассажирооборота превышают 2 млрд долларов в год. В Казахстане 60% грузовых и 50% пассажирских перевозок осуществляются по железной дороге. Это позволяет сделать значительный вклад в социальную стабильность страны.
Железнодорожная система Кыргызстана на данный момент – это сеть разрозненных участков, оставшихся от единой железнодорожной сети СССР. Проект позволит Кыргызстану ежегодно получать за счёт транзита грузов сотни миллионов долларов. Узбекистан так же крайне заинтересован в увеличении взаимодействия с Китаем и развитием мультимодальных транспортных перевозок. Как и для Кыргызстана, этот проект окажет мультипликативный эффект на развитие самого широкого спектра отраслей экономики
При этом Кыргызская Республика должна будет предоставить поддержку и удобные условия на земельных участках для строительства, использование местных строительных материалов, электроснабжения и водоснабжения. Для обеспечения бесперебойной реализации проекта на территории КР стороны договорились, что уполномоченная организация КНР будет нести ответственность за выполнение работ по проектированию, закупкам, строительству и других основных работ. При наличии квалификации, возможностей и эффективного контроля себестоимости предприятия Кыргызской Республики смогут участвовать в частичных субподрядных работах. Для этого уже сегодня необходимо рассчитать возможности области и начать формирование кадров, которые смогут занять рабочие места при строительстве и выполнять требуемые работы на предприятиях области.
Более того, при грамотной индустриальной политике республика сможет значительно развить промышленный сектор, сформировать стратегические торговые хабы, открыть новые возможности для экспорта и реэкспорта. При этом с поступлением китайских инвестиций в проекты инфраструктуры страна имеет все возможности значительно улучшить дорожную сеть, энергетические объекты и телекоммуникационные системы.