Государство намерено пошагово реализовывать различные меры, касающиеся биоразнообразия
Несмотря на то, что наша страна является небольшой с точки зрения занимаемой территории (0,13% от мировой суши), она входит в число 200 приоритетных экологических регионов планеты.
При этом в Кыргызстане сконцентрировано большое количество видового разнообразия - около 2% видов мировой флоры и 3% видов мировой фауны находятся именно в нашей республике. Мы живем в уникальном месте. Особенностью наших горных экосистем является высокое биологическое разнообразие за счет вертикальной поясности, различий экологических условий на склонах разных экспозиций и их крутизны, пестроты геологических пород.
В разнообразных экосистемах республики зарегистрировано около 26 500 видов вирусов, бактерий, грибов, растений и животных, многие из которых эндемики, то есть встречаются только в Кыргызстане.
Но уникальность нашей страны налагает на нас и огромную ответственность. Мало просто жить рядом с «красотами» или заниматься туризмом, наша глобальная ответственность – сохранить это биоразнообразие. Проблема усугубляется тем, что сегодня идет изменение климата. Причем не только в Кыргызстане, но и в целом на планете.
Эксперт сектора биоразнообразия министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики Венера Сураппаева разъяснила, как изменения климата могут отразиться на Кыргызстане.
«Температура повышается, осадки уменьшаются, и это влияет на состояние биоразнообразия: на генетическое, видовое и экосистемное разнообразие...».
Изменение климата приводит к деградации и сокращению экосистем, смещению границ и ареалов обитания объектов животного и растительного мира, а также к увеличению вспышек массового размножения вредителей.
Примером могут служить лесные экосистемы Кыргызстана и их уязвимость к изменению климата, потому что увеличение температуры влияет на смещение нижней границы произрастания. Уже сегодня отмечается смещение нижней границы елового леса за счет движения температурного оптимума ели тянь-шанской (Picea schrenkiana subsp. tianschanica) по вертикали вверх.
Прогноз показывает, что температура воздуха в Кыргызстане будет расти, а значит смещение нижней границы лесов тоже продолжится. Это может привести к потере площади лесов, т.к. на высоте 4000 м над уровнем моря начинаются скалы и ледники, где произрастание лесов невозможно.
Конечно, это случится не за один день, и даже не за 10 лет, но такая перспектива уже прорисовывается.
Изменения климата также повлияет на сокращение местообитаний таких животных как снежный барс, архар, что скажется на их численности. Может также измениться биология животных, вегетационный период растений, а это приведет к их сокращению.
Поэтому уже сейчас мы должны думать, что нужно сделать, чтобы смягчить последствия изменения климата для биоразнообразия, пройти их с малыми потерями и максимально адаптироваться.
Для этого нам необходим Национальный адаптационный план, в котором поэтапно, пошагово государство намерено реализовывать различные меры, в том числе касающиеся биоразнообразия», - рассказала Венера Сураппаева.
Правительство Кыргызской Республики уже определило стратегмы адаптационного планирования, начата подготовка Национального адаптационного плана. Всего определены четыре приоритетных сектора для адаптации к изменению климата, с ответственными ведомствами:
- Управление бедствиями и чрезвычайными ситуациями - Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики,
- Здравоохранение - Министерство здравоохранения Кыргызской Республики,
- Сохранение биоразнообразия - Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики,
- Сельское хозяйство и ирригация - Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики.
В рамках проекта "Продвижение процесса разработки Национального адаптационного плана (НАП) для среднесрочного и долгосрочного планирования и реализации адаптационных мер к изменению климата в Кыргызской Республике", выполненного в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), была проведена оценка политического и институционального потенциала приоритетных секторов в контексте адаптационного планирования.
Цель оценки потенциала состояла в том, чтобы лучше понять потребности в обучении сотрудников ведомств, наиболее вовлеченных в планирование адаптации. Потенциал оценивался по следующим категориям: (i) долгосрочное видение и мандат; (ii) институциональная и правовая база; (iii) планирование и реализация; (iv) координация и партнерство; (v) мониторинг и оценка; и (vi) климатическая информация и оценка рисков.
На основе результатов оценки была разработана программа развития потенциала с указанием действий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Также были созданы обучающие модули для сотрудников ответственных ведомств, предназначенные для дальнейшего повышения их компетенций в области адаптации к изменению климата. Для министерства природных ресурсов было рекомендовано разработать новые стратегии для лесного сектора, системы охраняемых территорий, водно-болотных угодий, а также соответствующие НПА с учетом адаптации к изменению климата.
«Если раньше мы просто говорили, да, изменение климата идет, то с момента подписания Парижского соглашения встал вопрос о том, что нужно адаптироваться к последствиям изменения климата. Безусловно, в предыдущие годы мы также работали над сохранением национального биоразнообразия, но делали это традиционно, без учета изменения климата.
Чтобы понять состояние потенциала, чему обучать кадровый состав, насколько имеется возможность управлять биоразнообразием в условиях изменения климата, была проведена оценка потенциала Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора. Это дало картину того, насколько сотрудники ведомства имеют знания об изменении климата и последствиях, как используют их в своей работе.
При этом нужно отметить, что адаптация к изменению климата - новое направление не только для Кыргызстана, но и для других стран. Если больше 190 стран впервые объединили свои усилия по борьбе с изменениями климата всего 8 лет назад, то вопросы адаптации к нему активно начали рассматривать после Парижского соглашения, которое Кыргызстан ратифицировал в 2019 г.
Перед проведением оценки потенциала мы изучили имеющийся международный опыт, и нужно сказать, не существует единой методологии и даже единой терминологии в вопросе адаптации. Но сегодня мы уже видим, что необходимо включить вопросы адаптации на законодательном уровне. Необходимо включить вопросы изменения климата в функциональные обязанности сотрудников министерства, что приведет к увеличению объема работы», - отметила она.
Вопросы изменения климата и адаптации к этим изменениям имеют межсекторальный характер, поэтому не должны быть функцией только одного министерства, все релевантные министерства и ведомства должны включить адаптационные приоритеты в свои положения. Кыргызстан уже взял на себя международные обязательства, присоединившись к Рамочной конвенции по изменению климата, которая призывает все страны принимать меры по адаптации к изменению климата.
Конечная цель Конвенции – стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере «на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного (то есть обусловленного деятельностью человека) воздействия на климатическую систему». В документе указано, что «такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе».
Вторым основополагающим обязательством стала ратификация Парижского соглашения, в котором четко написано, что каждая страна-участница должна принимать все меры, чтобы температура воздуха не увеличилась больше, чем на 1,5 градуса по Цельсию. А также необходимо адаптировать всю страновую деятельность к изменениям климата.
И эти обязательства должны стать приоритетными при разработке национальных стратегий развития, чтобы сохранить уникальность нашей страны и выполнить свои международные обязательства.