Из-за этой природной изменчивости в Кыргызстане для государственной власти сложилась непростая перспектива
Повсеместно в мире нарастают климатические изменения. В разных регионах изменчивость климата проявляется по-своему. Данная ситуация имеет свое «лицо» и в Кыргызской Республике, территория которой характеризуется большой изменчивостью сама по себе.
По словам Марины Фоменко, специалиста по мерам адаптации к изменению климата и институциональному обеспечению НТЦ «Ресурсы и консалтинг», именно из-за этой природной изменчивости в Кыргызстане для государственной власти сложилась непростая перспектива по обеспечению общественного благосостояния.
«Климатические вызовы, которые есть у каждой страны и Кыргызстана, в том числе, требуют, чтобы меры реагирования применялись вовремя и адекватно для снижения негативных явлений и их последствий для экономики, жизнеобеспечения людей, функционирования всего государства. Президент Кыргызской Республики С.Н.Жапарова, Кабинет министров под председательством премьер-министра А.У.Жапарова, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики озабочены вопросом адаптации к изменениям климата, вносят свой вклад в эту работу.
Для чиновников большого уровня важен имидж страны на международных платформах по климату, окружающей среде, природно-экономическому учету ООН. Мы видим последние 10 лет Кыргызская Республика выглядит очень хорошо. С хорошими инициативами, новыми веяниями.
Сейчас Кыргызстан активно разрабатывает Национальный адаптационный план по климатическим изменениям, в котором обязательно будут поставлены задачи развития эффективной системы климатического обслуживания, что позволит всем заинтересованным лицам получать нужную климатическую информацию.
Если говорить на языке консалтинга, то своевременная информация помогает правильно выявлять климатические риски для своей деятельности или использовать какие-то возможности по снижению рисков, например, какой урожай будет собран, каким будет вегетативный период, появится ли дополнительная водность, будет ли благоприятной температура для какой-то культуры.
Климатические риски – риски, обусловленные изменчивостью климата – это тот фактор, на котором фокусируется внимание любого производителя. Может быть, те, кто принимают решения в кабинетах в кабинетах, это не всегда осознают, а вот у фермера, который работает в поле – голова-компьютер. Он постоянно должен прогнозировать, как использовать погоду, чтобы получить лучший урожай. Поэтому крестьяне – очень умные, грамотные, понимающие люди. Иначе они не смогут выжить, прокормить свою семью».
Ели на уровне фермера решение, принятое с учетом климатических рисков, будет касаться небольшого урожая, то на уровне министра – это уже решения национального формата, решения об инвестировании и приоритетах развития.
Чиновники любого уровня нуждаются в том, чтобы понимать, как будет меняться климат в среднесрочной перспективе. Любой отрасли народного хозяйства необходимы знания о том, что нас ждет уже через год для принятия правильных решений, грамтного управления.
«Например, чтобы планировать посевные площади – где и как сажать, в какие сроки, как обеспечить полив. Важен для сельского хозяйства и прогноз поздних весенних или ранних осенних заморозков, продолжительность вегетационного периода.
Согласно прогнозам синоптиков, мы должны понимать, что страну ждет период низкой водности. Сейчас это не чувствуется, потому что повышение температуры ведет к таянию ледников, и вода вроде есть. Но когда ледники стают в значительном объеме, а это прогнозируется, поскольку нет предпосылок, что среднегодовые температуры будут снижаться, и таять уже будет нечему, это станет серьезным вызовом стране.
Это и многие другие явления неизбежно сказываются на всех жителях страны. Это и производители сельскохозяйственной продукции, которые работаю в поле, и горнодобытчики, и сектор транспорта, и сектор ЖКХ, небольшие производители - простые фермеры и домашние хозяйства, которые вносят большой вклад в обеспечение благосостояния народа.
Тем же горнобытчикам важно знать, как часто температура будет проходить через нулевое значение, то есть замерзать и оттаивать, потому что на это завязаны очень сложные технологические процессы. От своевременности этих данных во многом и зависит успех климатической адаптации», - уточняет Марина Фоменко.
Именно поэтому задача проекта ПРООН «Продвижение процесса разработки Национального адаптационного плана (НАП) для среднесрочного и долгосрочного планирования и реализации адаптационных мер к изменению климата в Кыргызской Республике» - помочь, подсказать, как лучше действовать в каких-то моментах, дать больше информации для принятия правильных, своевременных решений. В стране впервые формируется единая система климатического обслуживания, когда будут объединены Гидромеда и Статкомитета по наращиванию потенциала климатических знаний в обществе, формированию единого блока климатических данных приоритетных областей – сельского хозяйства, здравоохранения, управления чрезвычайными ситуациями и охраны окружающей среды.
Климатическое обслуживание – это большой спектр знаний и услуг, которые нужны заинтересованным сторонам. Для эффективности климатического обслуживания производители климатических данных не должны ограничиваться только двумя государственными институтами. При большом количестве сторон, заинтересованных в климатической информации, задача государства предоставить такое же множество поставщиков и создать условия для их взаимодействия.
Марина Фоменко уточняет, что наличие своевременной климатической информации позволяет в полной мере управлять рисками, страховать свои риски.
«К примеру, фермер, застраховавший свой урожай, в случае неурожая сможет получить страховую премию. Значит, он уже смог избежать риска, передав его страховщикам.
При этом в большинстве своем потребитель еще не понимает важность климатической информации, запросов много у Гидромеда, но это небольшая часть от той общественной потребности, которая должна быть. Получается, если только Гидромед и НСК будут хорошо работать, это получится хлопок одной рукой. Поставщики и потребители должны чувствовать потребность друг в друге, тогда формируется климатическое обслуживание.
Все ячейки общества должны получить информацию, необходимую для адаптации. Особая ситуация складывается с удовлетворением потребностей частного сектора. Это предприятия, которые действуют на свой страх и риск. Если госструктурам убытки от климата возместит государство, то бизнесу никто не поможет, хотя бы потому, что бизнесмены часто не знают, куда обращаться за помощью. Это целая когорта, которая нуждается в климатическом обслуживании.
На этапе формирования системы климатического обслуживания важно понимание того, кто будет пользователем климатической информации. Для функционирования системы нужно повышение потенциала производителей этой информации, техники и технологии, обеспечивающие к ней доступ. Важны пиар и инжиниринг, публичные платформы и дискуссионные клубы, рейтинговые агентства, которые хорошо стимулируют бизнес».