11 сентября

Как защитить друг от друга врачей и пациентов

Во взаимоотношениях пациента и работников здравоохранения проблемы были всегда, но с активным участием СМИ стали больше освещаться, да, и времена стали другими, когда претерпели изменения ответственность медицинских работников, самого пациента и медицинских учреждений.

С развитием цифровых технологий пациенты больше осведомлены и хотят получить более качественные медицинские услуги. Однако, не всегда и не везде они имеют то, что ожидают и именно этот фактор усугубляет взаимоотношения. Я бы не сказал, что кто-то имеет право посягать на чужое здоровье или жизнедеятельность. Если пациент не доволен и считает, что со стороны врача есть ошибки или какое-то неблагоприятное отношение, для этого есть администрация. Это не решение проблемы пускать в ход кулаки. В более серьёзных ситуациях для разбирательства необходимо подключать правоохранительные органы. Подобные конфликты случаются во всём мире, но в некоторых странах приняты определенные современные законы, которые регулируют взаимоотношения всех участников процесса: пациента, врача и лечебно-профилактического учреждения. Любые вопросы должны решаться только законным путём. Иногда бывают более тяжелые последствия и начинаются взаимообвинения и не только со стороны пациента, но и в оправдание со стороны моих коллег. Я уверен, что решение таких вопросов не должно быть поспешным.

В бытность моей работы министром вместе с политиками я тогда поднимал вопрос о том, что настало время страховать медицинских работников от врачебных ошибок, чтобы были такие законы, которые будут регулировать взаимоотношения в системе здравоохранения. К сожалению, и у медработников бывают недостатки, и это может случиться как по вине моих коллег, так и при отсутствии надлежащих условий для обеспечения качественной медицинской услуги, в чем принимает участие и государственная структура. Начитавшись информации в интернете, всё чаще пациенты упрекают врачей, что они не предоставили им современное лечение, но, извините, работник медицинского учреждения оказывает услугу в пределах тех возможностей, которые у него имеются. Другое дело, если все ресурсы есть, а ты чего-то не досмотрел и не доделал. В любом случае, если пациент не доволен, все вопросы правильнее решать не взаимными оскорблениями, а законным путём: обращаться в администрацию, в Минздрав, в правоохранительные органы. Нам пора учиться жить по закону.

Во всём мире есть такой закон по страховой медицине, которая защищает врачей от врачебных ошибок. Почему-то в своё время это было понято так, что я хочу защитить своих коллег и увести их ответственности, но иногда врач делает всё возможное, но возникают непредвиденные осложнения. Это не означает, конечно, что надо прикрываться статистическими данными, но, если экспертная комиссия считает, что врач сделал всё, а случившееся осложнение описано в литературе, ожидаемо и бывает, - в таких случаях медицинские работники должны быть защищены. В современных подходах данный закон должен защищать не только медицинских работников, но и, в первую очередь, права пациента. Я бы очень хотел, чтобы наши пациенты поменьше болели, а все вопросы мы бы решали во взаимоуважении.  

Талантбек Батыралиев
Талантбек Батыралиев экс-министр здравоохранения, профессор, член Европейской и Американской ассоциаций кардиологов