Туризм в регионах: Женщины Кыргызстана больше вовлекаются в цифровой бизнес
Нарынская область – одна из самых привлекательных туристических направлений для гостей, ищущих отдых высоко в горах, вдали от цивилизации. Последние годы местные жители стараются открывать гостевые дома, хостелы и комнаты в стиле homestay. Интернет, туристические платформы и возможности социальных сетей позволяют им предлагать услуги для всего мира.
Айгерим, учительница английского языка, живет в Нарынской области со своей семьей. В начале лета 2024 года она решила в своем новом строящемся доме одну комнату оформить для туристов. Регистрация на Booking помогла молодой женщине найти первых клиентов-туристов, а знание английского – наладить правильные коммуникации уже на стадии бронирования комнаты и решать вопросы питания, диеты, предпочтений.
«Первые туристы были из Новой Зеландии. Потом приезжали из Италии, Турции, Испании, России, Казахстана. Вот недавно приехали гости из Японии. Мы сделали эту комнату с минимальными ценами, чтобы понять, как работать в этой сфере, так как у нас не было опыта», - делится Айгерим.
Туристы живут в одном доме с хозяевами, чему хозяйка очень радуется. По ее словам, такой опыт общения с иностранцами очень полезен для ее детей: они развивают международные коммуникации, открывают мир.
«Когда мы открывались, мы не успели сделать полный ремонт, но мы полностью оборудовали ванную, так как многие приезжают после гор и им нужен душ. На самом деле это 2 комнаты, одна из них комната отдыха, вторая – спальня. В этом году приезжали семейные пары. Из Голландии приезжала семья с детьми, поэтому мы поставили также кровати для детей», - показывает комнаты радушная хозяйка.
Айгерим – одна из 500 женщин со всех регионов Кыргызстана, принявшая участие в серии тренингов по цифровому туризму, которые проводились Кыргызским отделением Интернет Общества при поддержке посольства США в КР. В 2022 году в рамках проекта «Санарип Инсан» ISOC провел тренинги по цифровому туризму, где смог показать хорошие результаты для экономического сектора. В 2023 инициативу по обучению женщин продлили в рамках проекта «Повышение благосостояния женщин с помощью цифровых платформ», основной целью которой стало повышение знаний и навыков женщин в сфере цифровых платформ, связанных с туризмом, в дальнейшем для повышения их экономического благосостояния.
Талант Султанов, председатель Кыргызского Отделения Интернет Общества (ISOC), рассказал, что для достижения главной цели проекта были поставлены две основные задачи: подготовка региональных экспертов и обучение женщин навыкам цифрового туризма через региональных экспертов.
«Мы отобрали 10 кандидатов из всех регионов - действующие предприниматели в сфере туризма имели небольшой опыт, и для них организовали двухдневный тренинг в Бишкеке, где они более углубленно изучили, как лучше использовать цифровые платформы для развития туризма, и также как проводить тренинги в регионах», - рассказал координатор проекта Ажыбек Нурланов.
После обучения тренерским навыкам участницы продолжили передавать знания женщинам-предпринимательницам в туристической сфере в регионах. В результате более 500 женщин из 30 самых отдаленных регионов Кыргызстана освоили навыки использования Google Business, Google Maps, 2GIS, Booking.com, Airbnb, Shelter, Traveline PMS, Edelweiss PMS, а также цифрового маркетинга через WhatsApp Business, Instagram и Facebook, чтобы повысить видимость своего бизнеса в интернете для туристов.
«Тренинги проводились в регионах, где есть большой туристический потенциал, таких как Джалал-Абад, Сары-Челек, Чон-Алай, Кадамжай, Баткен, Жумгал, Нарын, Ак-Талаа, Тон, Джети-Огуз, Кызыл-Суу, Барскоон, Чуй, Талас. Наши участницы тренингов зарегистрировали более 250 новых аккаунтов на онлайн-туристических платформах», — сообщил программный менеджер проекта и координатор программ Кыргызского отделения Интернет Общества Азиз Солтобаев.
Проект направлен на повышение цифровой грамотности среди молодежи, женщин, мигрантов и жителей отдаленных районов. Он способствует устойчивому экономическому развитию через использование цифровых платформ, изучение возможностей социальных сетей, цифровых финансовых приложений, а также внедрение информационных технологий в онлайн-коммерцию и предпринимательство с акцентом на зеленую экономику.